См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 мая 2003 г. N 170

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ (ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА) СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ

Приложение
к Приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 16 мая 2003 г. N 170

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ (ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА) СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Положение) определяет в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) морских судов, катеров, рейдовых и речных судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - суда). Под членами экипажей судов понимаются командный и рядовой состав судна из числа гражданского персонала.

2. Действие Положения распространяется на членов экипажей судов, осуществляющих:

снабжение кораблей и судов запасами материально-технических средств в океанской и морских зонах, в прибрежных районах, на рейдах и в гаванях;

обеспечение боевой подготовки, испытаний вооружения и военной техники на специальных полигонах;

поисковые, спасательные и судоподъемные работы;

подводно-технические и другие подводные работы;

воинские перевозки;

океанографические, гидрографические, научно-исследовательские работы;

обслуживание средств навигационного оборудования, навигационных и радионавигационных систем;

проведение медицинских мероприятий;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - Вооруженные Силы);

прокладку, ремонт подводных кабелей, придонной аппаратуры, установку и снятие рейдового оборудования;

техническое обеспечение кораблей, судов в море и в местах базирования;

лабораторные и инструментальные исследования физических, химических, бактериологических, токсикологических, радиологических факторов кораблей, судов и грузов, замеры физических полей кораблей и судов, их размагничивание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию;

ледокольные работы;

очистку акваторий прибрежных районов, рейдов и гаваней от нефтепродуктов и загрязнения;

дноуглубительные работы и размыв грунта;

другие работы.

3. Положение не применяется в отношении:

гражданского персонала военных образовательных учреждений профессионального образования, находящегося на борту судна, к должностным обязанностям которого относится учебно-воспитательная работа;

лиц, входящих в состав экспедиций (океанографических, гидрографических, научно-исследовательских, поисковых и других) и находящихся на борту судна во время рейса;

гражданского персонала научно-исследовательских институтов, работников сторонних организаций, выходящих в море на судах для выполнения работ по испытанию вооружения, судовых систем, устройств и механизмов или контролю за выполнением правил, инструкций по их эксплуатации;

гражданского персонала органов военного управления, находящихся на борту судна;

работников структурных подразделений, предусмотренных штатом судна, но не входящих в состав экипажа судна.

II. Рабочее время

4. В тексте настоящего Положения к рабочему времени относятся периоды времени, в течение которых члены экипажей судов обязаны нести ходовую или стояночную вахту, выполнять работы по обслуживанию судна, поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

5. Продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

Для отдельных членов экипажей судов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность рабочего дня - 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными днями;

для членов экипажей судов атомного технологического обслуживания <*> (АТО), проводящих работы с подводными и надводными кораблями и судами с атомными энергетическими установками, продолжительность рабочего дня - 6 часов при 36-часовой рабочей неделе с одним выходным днем;

--------------------------------

<*> В тексте настоящего Положения к судам атомного технологического обслуживания относятся: технические танкеры, морские сухогрузные транспорты, морские и рейдовые сухогрузные и наливные баржи, плавучие контрольно-дозиметрические станции, выполняющие работы с радиоактивными веществами.

для членов экипажей, занятых на работах с вредными условиями труда, продолжительность допустимого времени контакта с вредными факторами судовой среды за рабочее время, вахту или период трудовой деятельности (ограничение стажа работы в данных условиях) определяется применительно к конкретному судну в местах базирования (порту приписки) судна по согласованию с органами (учреждениями) Вооруженных Сил, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

6. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей судов АТО, выполняющих работы с радиоактивными веществами, - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода) и выполняемых им заданий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

Графики вахт (работ) разрабатывается командиром (капитаном) судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива и утверждаются работодателем.

7. Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

8. Продолжительность вахт членов экипажей судов в ночное время не сокращается.

9. При стоянках в портах, базах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и других обстоятельств, требующих обязательного несения на стоянке в порту (базе) трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации в связи с ремонтом, отстоем (вывод судна из эксплуатации при неукомплектованности экипажа, закрытии навигации в замерзающих районах; при ожидании ремонта и в других случаях стоянок судов без выполнения заданий сроком свыше 30 календарных суток), постановки в консервацию (вывод судов из эксплуатации технически исправных судов с сокращенными экипажами в целях сохранения их от преждевременного износа, экономии материальных средств и высвобождения численности личного состава) командир (капитан) судна может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов.

При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха после суточного дежурства до 12 часов допускается не более двух раз в неделю.

10. При несении судами дежурства в составе дежурных спасательных отрядов и дежурных сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО) командирами (капитанами) судов может устанавливаться суточное дежурство всем членам экипажей судов с предоставлением за переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени суммированных дней отдыха после исключения судна из состава дежурного спасательного отряда или дежурных сил ПСО.

Дежурными спасательными отрядами и дежурными силами ПСО являются суда, объявленные в составе этих отрядов и сил решением соответствующих командиров (начальников) с назначенной готовностью к выходу в море не более 1 часа.

11. За время нахождения судна в отстое или на консервации членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, выплачивается заработная плата в размере, предусмотренном частью второй статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации.

12. Члены экипажей судов, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в круг их должностных обязанностей (очистка танков, погрузочно-разгрузочные и другие работы), в свободное от вахт и работ время.

Оплата указанных работ производится по расценкам, утверждаемым главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами.

13. На судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

14. При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.

15. Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.

16. Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

17. Ежедневная общая продолжительность работы членов экипажей судов, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за недостающего по штату члена экипажа и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг должностных обязанностей членов экипажей судов, не должна превышать 12 часов.

III. Время отдыха

18. Члены экипажей судов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочего дня (смены). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем;

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) ежегодные основные оплачиваемые отпуска и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

19. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа судна перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время приема пищи включается в рабочее время, если член экипажа на этот период не освобождался от выполнения возложенных на него обязанностей.

20. Временем ежедневного отдыха членов экипажей судов считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

21. Каждый член экипажа должен иметь один непрерывный 8-часовой отдых в течение суток.

22. Выходные дни, нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей судов должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом командиром (капитаном) судна по согласованию с выборным профсоюзным органом (представительным органом трудового коллектива).

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни командиры (капитаны) должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности и живучести судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни проведение на судах каких-либо работ, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовками, не допускается.

Членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени - дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

23. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в пункте 5 настоящего Положения.

24. В тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

IV. Аварийные и авральные работы

25. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению командиров (капитанов) судов в течение установленного и сверхустановленного рабочего времени и являются обязательными для всех членов экипажа.

26. К аварийным работам на судах относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, и их спасание;

б) работы по снятию своего судна с мели и его разгрузка для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

в) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;

г) работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов, тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место).

27. К авральным работам на судах относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него (открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов);

в) работы по буксировке аварийных кораблей, судов или плавучих сооружений, имеющих на борту оружие и (или) боезапас;

г) работы по постановке судна на якорь (якоря, бочки) для выполнения подводных работ;

д) работы по постановке (выборке) рейдового оборудования, придонных устройств и подводных кабелей в открытом море и на рейде, по установке и снятию буйковых станций и плавающих средств навигационного оборудования;

е) работы по передаче сухих и жидких грузов кораблям и судам в море на ходу;

ж) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

з) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

и) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

к) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Конкретный перечень авральных работ для каждого судна устанавливает командир соединения (воинской части) судов, руководствуясь настоящим пунктом.

28. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

29. Командир (капитан) судна должен избегать или, по возможности, сводить к минимуму количество авральных работ.