См. Документы Министерства энергетики Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 октября 2017 г. N 1009

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СУБЪЕКТАМИ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ
(НЕФТЕПРОДУКТОВ) ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4445, 2015, N 37, ст. 5153) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.

Министр
А.В.НОВАК

Утвержден
приказом Минэнерго России
от 24 октября 2017 г. N 1009

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СУБЪЕКТАМИ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ
(НЕФТЕПРОДУКТОВ) ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования информации о доходах и расходах по регулируемым государством видам деятельности (видам услуг) субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - субъекты естественных монополий).

2. Настоящий Порядок разработан для использования субъектами естественных монополий, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 168, N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10, N 19, ст. 2063; 2007, N 1, ст. 21, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5557; 2011, N 29, ст. 4281, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4321, N 53, ст. 7616; 2015, N 41, ст. 5629; 2017, N 31, ст. 4754, ст. 4828) в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4445; 2015, N 37, ст. 5153).

3. Формирование данных о фактических доходах и расходах (затратах) по регулируемым видам услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) и по установленным видам тарифов на эти услуги субъектов естественных монополий (далее - раздельный учет) должно обеспечиваться этими субъектами при ведении ими бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

4. Раздельный учет ведется по следующим регулируемым государством видам деятельности (видам услуг) субъектов естественных монополий:

перекачка нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и выполнение заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;

перевалка нефти (нефтепродуктов);

прием нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы;

слив нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы;

сдача нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов;

налив нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов.

По каждому виду услуг доходы и расходы учитываются также в разрезе тарифов.

5. В настоящем Порядке в целях ведения раздельного учета доходов и расходов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам операции по перекачке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и выполнению заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам рассматриваются как единый технологический процесс. При этом доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по выполнению заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам учитываются вместе с доходами и расходами по перекачке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, как доходы и расходы по операциям, составляющим единый технологический процесс.

6. В целях ведения раздельного учета доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по комплексной транспортировке нефти (нефтепродуктов), по оказанию услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по сетевым тарифам, а также по тарифам, установленным по маршрутам (тарифным маршрутам) транспортировки нефти (нефтепродуктов), рассматриваются в качестве услуг по перекачке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти (нефтепродуктов).

7. Доходы субъектов естественных монополий по видам услуг, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, учитываются как доходы от обычных видов деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 1999 г., регистрационный N 1791), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2001 г., регистрационный N 2693), от 18 сентября 2006 г. N 116н (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2006 г., регистрационный N 8397), от 27 ноября 2006 г. N 156н (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2006 г., регистрационный N 8698), от 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048), от 8 ноября 2010 г. N 144н (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2010 г., регистрационный N 19088), от 27 апреля 2012 г. N 55н (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2012 г., регистрационный N 24643), от 6 апреля 2015 г. N 57н (зарегистрирован Минюстом России 30 апреля 2015 г., регистрационный N 37103).

В целях обеспечения раздельного учета доходов субъектов естественных монополий по регулируемым видам деятельности в составе доходов от обычных видов деятельности доходы, получаемые субъектами естественных монополий при оказании нерегулируемых услуг, учитываются обособленно. Реализация требований, установленных в настоящем пункте Порядка, обеспечивается надлежащей организацией аналитического учета по счету учета доходов согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов).

8. Расходы субъектов естественных монополий по видам услуг, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, учитываются как расходы от обычных видов деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 1999 г., регистрационный N 1790), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2001 г., регистрационный N 2693), от 18 сентября 2006 г. N 116н (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2006 г., регистрационный N 8397), от 27 ноября 2006 г. N 156н (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2006 г., регистрационный N 8698), от 25 октября 2010 г. N 132н (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2010 г., регистрационный N 19048), от 8 ноября 2010 г. N 144н (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2010 г., регистрационный N 19088), от 27 апреля 2012 г. N 55н (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2012 г., регистрационный N 24643), от 6 апреля 2015 г. N 57н (зарегистрирован Минюстом России 30 апреля 2015 г., регистрационный N 37103).

В целях обеспечения раздельного учета расходов субъектов естественных монополий по регулируемым видам деятельности в составе расходов по обычным видам деятельности расходы субъектов естественных монополий, осуществляемые ими при оказании нерегулируемых услуг, учитываются обособленно.

9. Учет расходов организуется субъектами естественных монополий по основному, вспомогательному производствам, общепроизводственным и общехозяйственным расходам.

Группировка и учет затрат осуществляется по производственным процессам, определяемым самостоятельно субъектами естественных монополий.

Реализация указанных требований обеспечивается надлежащей организацией аналитического учета по счету учета затрат на производство согласно Плану счетов.

10. В целях обеспечения раздельного учета из состава учтенных затрат выделяются прямые затраты, то есть затраты, которые могут быть непосредственно включены в стоимость конкретного вида услуг по соответствующему установленному виду тарифа.

11. Затраты, связанные с оказанием нескольких видов услуг, подлежат распределению между этими видами услуг. Затраты, отнесенные к конкретному виду услуг, также распределяются по видам тарифов.

Распределение указанных затрат осуществляется обоснованными способами, которые определяются субъектами естественных монополий самостоятельно и оформляются ими соответствующим документом. При этом указанные способы могут устанавливаться в том числе с учетом количественных (натуральных) или стоимостных показателей по производственным процессам, видам деятельности (видам услуг) и прочим показателям.

12. В случае если услуги в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам оказываются субъектом естественных монополий (головной организацией) с привлечением дочерних организаций, то данные по результатам раздельного учета доходов и расходов каждой организации используются субъектом естественных монополий для формирования обобщенной отчетности с исключением внутреннего оборота между субъектом естественных монополий и дочерними организациями.

13. Информация по результатам раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий используется при подготовке отчетности для Министерства энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, а также для ответов на запросы уполномоченных органов:

13.1. В Министерство энергетики Российской Федерации - в рамках регулярного мониторинга финансово-экономического состояния топливно-энергетического комплекса с учетом оценки влияния системы налогового и таможенно-тарифного регулирования на финансово-экономические показатели деятельности компаний топливно-энергетического комплекса.

13.2. В Федеральную антимонопольную службу - при обращении субъектов естественных монополий по вопросам установления тарифов или их предельных уровней для расчетов потребителей с оператором, а также в порядке контроля за применением (определением, установлением) субъектами естественных монополий тарифов и надбавок к тарифам.