См. Документы Министерства энергетики Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 марта 2016 г. N 148

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 23936) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Министерством энергетики Российской Федерации внутреннего финансового аудита.

Министр

А.В.НОВАК

Утверждено

приказом Минэнерго России

от 01.03.2016 N 148

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется структурным подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.

3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).

4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта аудита и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром энергетики Российской Федерации (далее - план).

Внеплановые проверки осуществляются в соответствии с пунктами 14 - 21 настоящего Положения.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Министр энергетики Российской Федерации.

6. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объекта аудита проводятся:

уполномоченным должностным лицом субъекта аудита, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и навыками, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - проверяющий);

группой должностных лиц субъекта аудита (далее - аудиторская группа) под руководством должностного лица субъекта аудита (далее - руководитель аудиторской группы), обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками, назначенными приказами Министерства о проведении аудиторской проверки ответственными за проведение аудиторской проверки.

7. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:

запрашивать у объекта аудита и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля объектами аудита;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

8. Запрос направляется объекту аудита с даты принятия решения о проведении аудиторской проверки до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости получения ответов на вопросы, касающиеся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.

Исполнение объектами аудита запросов осуществляется в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.

Ответ на запрос направляется объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников документов или их копий, заверенных объектом аудита.

9. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром энергетики Российской Федерации или с заместителем Министра энергетики Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра энергетики Российской Федерации.

10. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта аудита;

на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.

11. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, утверждаемой руководителем субъекта аудита не позднее 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

12. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

тему аудиторской проверки;

наименование объекта (объектов) аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

13. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

14. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

15. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

16. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

17. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.

18. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, которая содержит:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объекта аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

акт аудиторской проверки.

19. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторской проверки:

соблюдает требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводит аудиторскую проверку в соответствии с программой аудиторской проверки;

формулирует выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

знакомит руководителя (уполномоченное им должностное лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторской проверки (актом и заключением);

не допускает к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

20. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

21. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта аудиторской проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им должностному лицу).

22. Направление акта аудиторской проверки, а также установление срока его рассмотрения объектом аудита осуществляется в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

23. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

24. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту аудиторской проверки рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового контроля, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

25. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки (далее - отчет).

26. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

27. Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем аудиторской группы (проверяющим) Министру энергетики Российской Федерации.

28. По результатам рассмотрения отчета Министр энергетики Российской Федерации принимает одно или несколько из следующих решений:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

29. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления Министерством энергетики Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению N 5 к настоящему Положению.

Приложение N 1

к Положению об осуществлении

Министерством энергетики

Российской Федерации

внутреннего финансового аудита

ПОРЯДОК

СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА

ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) составляется, утверждается и ведется годовой план внутреннего финансового аудита (далее - план).

2. План составляется и ведется структурным подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - структурное подразделение).

3. План утверждается Министром энергетики Российской Федерации на очередной финансовый год не позднее 1 декабря текущего года.

4. Копия утвержденного плана на очередной финансовый год не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения Министром энергетики Российской Федерации направляется структурным подразделением объектам внутреннего финансового аудита, включенным в план.

5. В плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указываются:

тема аудиторской проверки (проверяемая внутренняя бюджетная процедура);

объекты внутреннего финансового аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

ответственные исполнители.

6. Составление плана осуществляется с учетом результатов проведения структурным подразделением предварительного анализа данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:

осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

7. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:

значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;

факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

8. Изменения в план вносятся в соответствии с решением Министра энергетики Российской Федерации на основании мотивированного обращения руководителя структурного подразделения.

9. План и изменения в него размещаются структурным подразделением на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приложение N 2

к Положению об осуществлении

Министерством энергетики

Российской Федерации

внутреннего финансового аудита

ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ

ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ

ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ

1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта внутреннего финансового аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.

2. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:

на период восстановления объектом внутреннего финансового аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудиторской проверки в надлежащее состояние документов по учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта внутреннего финансового аудита;

на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки - в случае непредставления (неполного представления) объектом внутреннего финансового аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования объектом внутреннего финансового аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.

3. Проведение аудиторской проверки приостанавливается приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) на основании мотивированного обращения:

должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита структурного подразделения Министерства, назначенного приказом Министерства ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - проверяющий);

должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита структурного подразделения Министерства, назначенного приказом Министерства ответственным за проведение аудиторской проверки в составе группы должностных лиц этого подразделения (далее - руководитель аудиторской группы, аудиторская группа).

4. На период приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

5. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им должностному лицу):

копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;

в письменной форме требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки (далее - требование).

6. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.

7. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им должностного лица).

8. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться Министром энергетики Российской Федерации, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (проверяющего).

9. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:

проведение аудиторской проверки объекта внутреннего финансового аудита, имеющего большое количество получателей бюджетных средств, а также проверяемых и анализируемых документов;

получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта внутреннего финансового аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;

наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.

Приложение N 3

к Положению об осуществлении

Министерством энергетики

Российской Федерации

внутреннего финансового аудита

Рекомендуемый образец

                                 Акт N ___
                           аудиторской проверки

___________________________________________________________________________
                        (тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
                           (проверяемый период)

________________________                                   ________________
  (место составления)                                           (дата)

Во исполнение _____________________________________________________________
                  (реквизиты решения о назначении аудиторской проверки,
                 N пункта годового плана внутреннего финансового аудита)
в       соответствии       с      программой      аудиторской      проверки
___________________________________________________________________________
                (реквизиты программы аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
                (реквизиты программы аудиторской проверки)
аудиторской группой (проверяющим) в составе:
Фамилия,   инициалы   руководителя   аудиторской   группы  (проверяющего) -
должность руководителя аудиторской группы (проверяющего)
Фамилия,  инициалы  участников  аудиторской  группы  - должность участников
аудиторской группы
проведена аудиторская проверка ____________________________________________
                                      (тема аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
                           (проверяемый период)

Вид аудиторской проверки: _________________________________________________
Срок проведения аудиторской проверки: _____________________________________
Методы проведения аудиторской проверки: ___________________________________
___________________________________________________________________________

Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
1.
___________________________________________________________________________
2.
___________________________________________________________________________

Краткая информация об объектах внутреннего финансового аудита
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее "1":
По вопросу N 1
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
По вопросу N 2
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Краткое  изложение  результатов  аудиторской проверки в разрезе исследуемых
вопросов  со  ссылкой  на  документы,  прилагаемые  к  акту  по результатам
аудиторской проверки
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Должность руководителя аудиторской группы (проверяющего)
_______________ ___________ ________________
  (должность)    (подпись)      (Ф.И.О.)

дата ____________

Участники аудиторской группы:

Должность участника аудиторской группы
_______________ ___________ ________________
  (должность)    (подпись)     (Ф.И.О.)

дата ____________

Один экземпляр акта аудиторской проверки получен для ознакомления:

Должность руководителя объекта внутреннего финансового аудита
(уполномоченного им должностного лица)
_______________ ___________ ________________
  (должность)    (подпись)     (Ф.И.О.)

дата ____________

Ознакомлен(а)

Должность руководителя объекта внутреннего финансового аудита
(уполномоченного им должностного лица)
_______________ ___________ ________________
  (должность)    (подпись)      (Ф.И.О.)

Один экземпляр акта по результатам аудиторской проверки получен:

Должность руководителя объекта внутреннего финансового аудита
(уполномоченного им должностного лица)
_______________ ___________ ________________
  (должность)    (подпись)     (Ф.И.О.)

От  подписи настоящего акта аудиторской проверки (получения экземпляра акта
аудиторской проверки)
___________________________________________________________________________
      (должность руководителя объекта внутреннего финансового аудита
                       (иного уполномоченного лица)
отказался. "2"

Должность руководителя
(руководитель аудиторской группы (проверяющий)
_______________ ___________ ________________
  (должность)    (подпись)      (Ф.И.О.)

дата ________________

--------------------------------

"1" В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

"2" Заполняется в случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) от подписания акта аудиторской проверки.

Приложение N 4

к Положению об осуществлении

Министерством энергетики

Российской Федерации

внутреннего финансового аудита

ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ АКТА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

И СРОКА ЕГО РАССМОТРЕНИЯ ОБЪЕКТОМ ВНУТРЕННЕГО

ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее - акт), который подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми членами аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки (далее - проверяющий, аудиторская группа).

2. В акте указываются:

а) наименование аудиторской проверки;

б) наименование объекта внутреннего финансового аудита;

в) номер акта, дата и место его составления;

г) основания для проведения аудиторской проверки: номер и дата приказа о назначении аудиторской проверки; номер пункта годового плана внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым осуществляется аудиторская проверка; программа аудиторской проверки с указанием даты ее утверждения;

д) фамилии, имена, отчества (при наличии) руководителя аудиторской группы (проверяющего), аудиторской группы уполномоченного подразделения и их должности;

е) период, за который проведена аудиторская проверка;

ж) даты начала и окончания аудиторской проверки;

з) вид аудиторской проверки (камеральная проверка, выездная проверка, комбинированная проверка);

и) краткая информация об объекте внутреннего финансового аудита;

к) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре).

3. Акт содержит краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к акту, и на заключения экспертов (в случае привлечения независимых экспертов для проведения экспертизы).

4. При выявлении нарушений и недостатков в акте указываются:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены:

виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

сумма ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки.

Не допускается включение в акт предположений и сведений, не подтвержденных документами.

5. Выводы по результатам аудиторской проверки должны содержать:

а) оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта внутреннего финансового аудита и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

6. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

7. Акт составляется руководителем аудиторской группы (проверяющим) в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита; один экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита.

8. Каждый экземпляр акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

Подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы акт направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

Документ, подтверждающий факт направления акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.

9. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения под роспись руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) одного экземпляра акта либо день получения объектом внутреннего финансового аудита акта, направленного в адрес объекта внутреннего финансового аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

О получении акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.

10. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) с актом и его подписания, но не менее 5 рабочих дней со дня вручения (получения) акта.

Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по акту, об этом делается отметка в акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.

11. Руководитель аудиторской группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

Заключение направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.

Приложение N 5

к Положению об осуществлении

Министерством энергетики

Российской Федерации

внутреннего финансового аудита

ПОРЯДОК

СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭНЕРГЕТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) обеспечивается составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.

2. Годовой отчет о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита (далее - годовой отчет) составляется структурным подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - структурное подразделение), до 20 февраля года, следующего за отчетным.

3. В годовой отчет включается информация, подтверждающая выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством, достоверности бюджетной отчетности Министерства.

4. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются структурным подразделением Министру энергетики Российской Федерации.

В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения:

о количестве должностных лиц структурного подразделения, принимавших участие в проведении аудиторских проверок;

об условиях и причинах недостатков и нарушений, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок в количественном и денежном выражении;

о наличии значимых бюджетных рисков;

о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов внутреннего финансового аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;

о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектом внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;

о соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;

о передаче материалов аудиторских проверок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и правоохранительные органы;

о привлечении к ответственности должностных лиц объектов внутреннего финансового аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;

о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;

о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.

5. После рассмотрения Министром энергетики Российской Федерации годовой отчет и пояснительная записка к нему размещаются структурным подразделением на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".