См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ
от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
РЕШЕНИЙ ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ ОТРАЖЕНИЯ В ЛИЦЕВЫХ
СЧЕТАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ
С РАСЧЕТНЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ
НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

В соответствии с протоколом N 9 (п. 2 раздела IV) от 27.07.2000 заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на предотвращение злоупотреблений, допускаемых коммерческими банками при перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, созданной во исполнение п. 1 раздела IV протокола заседания комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налоговой системы от 16.09.99 N 1, а также в целях упорядочения рассмотрения вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, приказываю:

1. Утвердить следующий порядок отражения списанных и не поступивших в бюджет денежных средств налоговыми органами в лицевых счетах налогоплательщиков, иных учетных документах и налоговой отчетности.

1.1 - 1.4. Утратили силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@.

1.5. После отражения в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных банками с расчетного счета плательщика, но не зачисленных в бюджет, налоговый орган приостанавливает принудительное взыскание указанных средств с налогоплательщика и начисление пени на эту сумму налога.

1.6. Абзац утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@.

Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов. Указанные средства также не отражаются в лицевом счете налогоплательщика и налоговой отчетности как поступившие в бюджет, поскольку данные о поступлении денежных средств проводятся только на основании соответствующих финансовых документов, подтверждающих факт зачисления указанных средств на доходные счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

1.7 - 1.8. Утратили силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@.

2. Утвердить следующий порядок передачи информации правоохранительным органам налоговыми органами по денежным средствам налогоплательщиков, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.

2.1. Налоговый орган оценивает представленные документы налогоплательщиков на предмет их соответствия налоговому законодательству, при необходимости запрашивает дополнительные материалы в налоговых органах по месту постановки налогоплательщиков на учет.

2.2. Налоговый орган передает правоохранительным органам рассмотренные документы в случае несоответствия их содержания критериям, подтверждающим надлежащее исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

2.3. Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@.

2.4. При наличии достаточных оснований налоговый орган направляет соответствующие материалы в территориальные органы МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случае неполучения в месячный срок ответа от вышеуказанных правоохранительных органов вышеупомянутые материалы направляются в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о применении мер прокурорского реагирования.

2.5. При наличии достаточных оснований налоговый орган направляет материалы в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о необходимости обращения в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.

3. Обязать руководителей Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов:

3.1. Принимать все необходимые меры в рамках своей компетенции для снижения размера недоимки, возникающей в результате списания налогоплательщиками налоговых платежей через неплатежеспособные банки, не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов. Установить персональную ответственность руководителей УФНС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов за непринятие надлежащих мер.

3.2. Совместно с территориальными органами МВД России проводить проверки документов, явившихся основанием для зачисления на расчетные счета налогоплательщиков средств, впоследствии списанных в счет погашения налоговых обязательств, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов; выявлять фирмы - посредники, с помощью которых указанные средства зачислялись на расчетные счета налогоплательщиков. Принимать меры по привлечению к ответственности лиц и организаций, участвующих в осуществлении подобных финансовых операций.

3.3. Отстаивать интересы государства в судах всех уровней, вплоть до надзорного производства.

3.4. Руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации ежеквартально докладывать в ФНС России о размерах денежных средств, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете, мерах, принятых налоговым органом, и достигнутых результатах. Указанную информацию представлять одновременно с предоставлением отчета по форме 1-КО.

Приложение N 1
к Приказу МНС России
от 18.08.2000 N БГ-3-18/297

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ С РАСЧЕТНЫХ
СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ БАНКАМИ, НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ
НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Утратил силу. - Приказ ФНС РФ от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@.

Приложение N 2

Утвержден
Приказом МНС России
от 18.08.2000 N БГ-3-18/297

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ЖУРНАЛА УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ
С РАСЧЕТНЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ БАНКАМИ,
НО НЕ ЗАЧИСЛЕННЫХ НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Общие положения

Журнал учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов (далее - Журнал учета), ведется территориальными налоговыми инспекциями МНС России в электронном виде и на бумажном носителе.

При принятии управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации решений об отражении в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, по суммам свыше 5 млн. рублей в совокупности на одного налогоплательщика, копии указанных решений направляются в нижестоящие инспекции МНС России по месту учета налогоплательщиков для отражения в Журнале учета по графам 18 - 20 части 3 Журнала учета.

В случае, если для заполнения графы Журнала учета нужно выбрать один из предложенных вариантов (например, графа 8 Журнала учета), в соответствующей графе указывается порядковый номер выбранного варианта ответа.

При отсутствии оснований для заполнения отдельных граф Журнала учета (отсутствие решений налоговых органов и (или) арбитражного суда, отсутствие платежей по конкурсному производству и т.д.) соответствующие графы Журнала учета остаются пустыми.

Часть 1
Сведения о расчетных документах,
по которым денежные средства списаны со счета
налогоплательщика, но не зачислены на бюджетные счета,
а также о налогоплательщиках - владельцах данного счета

1. Платежное поручение (графы 1 - 5).

В графах 1, 2 и 3 Журнала учета отражаются соответственно дата, номер и сумма предъявленного налогоплательщиком в банк платежного поручения на уплату обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, по которому денежные средства списаны со счета налогоплательщика, но не зачислены на счета по учету доходов бюджетов.

В графах 4 и 5 отражаются КБК и ОКАТО, указанные в платежном поручении.

2. Налогоплательщик (графы 6 - 8).

В графах 6, 7 указывается наименование налогоплательщика, со счета которого списаны средства, не зачисленные на бюджетные счета, его ИНН и КПП.

В графе 8 указывается: 1) налогоплательщик ликвидирован (исключен из ЕГРЮЛ или утратил статус индивидуального предпринимателя по основаниям, предусмотренным законодательством). Изменения в данную графу вносятся в соответствии с имеющимися в налоговом органе данными. В иных случаях графа не заполняется.

Часть 2
Сведения о кредитных организациях и расчетных счетах
налогоплательщиков

3. Банк (графы 9 - 13).

В графах 9 и 10 указывается БИК и наименование кредитной организации, списавшей с расчетного счета налогоплательщика денежные средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов.

Графа 11 отражает финансовое состояние кредитной организации. Указывается один из вариантов: 1) банк проходит процедуру реструктуризации (мировое соглашение); 2) у банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций; 3) банк ликвидирован (исключен из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией). В иных случаях графа не заполняется.

В графах 12 и 13 указываются реквизиты документа, на основании которого банк отнесен к одному из вариантов (например, дата утверждения мирового соглашения Арбитражным судом и номер арбитражного дела; дата и номер приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций; дата и номер записи налогового органа о регистрации в ЕГРЮЛ банка в связи с ликвидацией либо приказа Банка России о государственной регистрации кредитной организации в связи с его ликвидацией (аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации кредитной организации)).

Информация об отзыве лицензий у кредитных организаций регулярно публикуется в "Вестнике Банка России", также ее можно получить через региональные отделения Банка России и в справочно-информационных системах "Гарант" и "Консультант Плюс". Кроме того, указанная информация на постоянной основе доводится Управлением кредитных организаций МНС России по системе налоговых органов.

4. Расчетный счет налогоплательщика (графы 14 - 17).

В графах 14 и 15 указываются соответственно дата открытия расчетного счета налогоплательщика, с которого произведено списание денежных средств, и его номер.

В графе 16 указывается источник поступления на расчетный счет денежных средств, за счет которых произведено списание платежей, не поступивших в бюджет. Указывается один из вариантов: 1) внутренняя проводка - указывается при поступлении средств с другого счета, открытого в том же банке; 2) погашение собственного векселя банка - при зачислении банком денежных средств на расчетный счет налогоплательщика при погашении векселя банка; 3) касса - при поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщика после внесения им наличных денежных средств в кассу банка; 4) корреспондентский счет в РКЦ ГУ ЦБ РФ - при поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщика через корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ ГУ ЦБ РФ; 5) иной источник.

Дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика в счет уплаты обязательных платежей по данным банка отражается в графе 17.

Часть 3
Сведения о решениях, принятых налоговыми органами,
а также вступивших в законную силу решениях
арбитражных судов

5. Решение налогового органа (графы 18 - 20).

В случае рассмотрения уполномоченной Комиссией налогового органа или должностным лицом территориального налогового органа вопроса об отражении в карточке лицевого счета налогоплательщика денежных средств, списанных с расчетного счета, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в графах 18 - 20 указываются соответственно дата, номер протокола и формулировка решения налогового органа.

В графе 20 указывается один из вариантов: 1) отразить списанные денежные средства; 2) отказать в отражении списанных денежных средств.

6. Решение арбитражного суда (графы 21 - 23).

В случае рассмотрения арбитражным судом спора между налогоплательщиком и налоговым органом о признании (непризнании) обязанности по уплате обязательных платежей исполненной в графах 21 и 22 отражаются дата принятия арбитражным судом решения (постановления), вступившего в законную силу, и номер арбитражного дела.

В графе 23 указывается формулировка решения (постановления) арбитражного суда. Указывается один из вариантов: 1) признать исполненной обязанность налогоплательщика; 2) отказать в признании исполненной обязанности налогоплательщика.

Часть 4
Сведения о проведенных налоговыми органами
мероприятиях, направленных на снижение суммы денежных
средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков,
но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов

7. Передано в правоохранительные органы (графы 24 - 25).

В графах 24 и 25 указываются дата и номер письма, согласно которому материалы переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

8. Заявлено требований в конкурсное производство (графы 26 - 27).

При введении в отношении кредитной организации, не исполнившей платежные поручения налогоплательщиков, конкурсного производства налоговыми органами принимаются меры по заявлению требований по обязательным платежам кредитной организации и ее клиентов для включения соответствующих сумм в реестр требований кредиторов банка.

В графах 26 и 27 указываются дата и номер письма налогового органа, согласно которому направлялись требования к банку.

9. Отозвано платежных поручений (графы 28 - 29).

В графе 28 отражается дата письма кредитной организации, согласно которому платежные поручения возвращены налогоплательщику, либо дата отметки, проставленной работником кредитной организации при возврате на обратной стороне платежного документа. В графе 29 указывается номер соответствующего письма банка (при его наличии).

Отзыв платежных поручений (в полной сумме или в части денежных средств, не поступивших в бюджетную систему Российской Федерации) должен производиться в соответствии с требованиями Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Часть 5
Сведения о снижении суммы денежных средств,
списанных с расчетных счетов налогоплательщиков,
но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов

10. Исполнено кредитной организацией платежных документов налогоплательщиков в рамках конкурсного производства (графы 30 - 34).

В графах 30 и 31 указываются соответственно дата и номер платежного документа банка, на основании которого денежные средства зачислены в бюджетную систему Российской Федерации. В графах 32 и 33 - КБК и ОКАТО, указанные в данном платежном документе. Сумма денежных средств, поступившая в бюджет в рамках конкурсного производства, определяется в соответствии с реестром требований кредиторов банка, сформированным конкурсным управляющим, и указывается в графе 34.

11. Исполнено кредитной организацией платежных документов налогоплательщиков в рамках мирового соглашения (графы 35 - 39).

При погашении кредитной организацией денежных средств, списанных с расчетных счетов клиентов, но не зачисленных на бюджетные счета, в процессе исполнения условий заключенного с кредиторами мирового соглашения, в графах 35 и 36 указываются дата и номер платежного документа банка, на основании которого денежные средства зачислены в бюджетную систему Российской Федерации.

В графах 37 и 38 - КБК и ОКАТО, указанные в данном платежном документе. В графе 39 отражается размер поступивших денежных средств в соответствии с реестром неисполненных платежных поручений клиентов банка, включенных в мировое соглашение.

12. Иные поступления (графа 40).

В графе 40 указываются сумма денежных средств, поступившая в бюджетную систему Российской Федерации в результате возобновления банком перечисления обязательных платежей клиентов.

13. Непогашенный остаток (графа 41).

При частичном или полном погашении суммы денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, отраженной в графе 3 Журнала учета, остаток суммы, не поступившей в бюджеты, отражается в графе 41 (гр. 41 = гр. 3 - гр. 34 - гр. 39 - гр. 40).

При полном погашении суммы задолженности остаток в графе 41 будет нулевым. При сохранении суммы денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, неизменной остаток будет соответствовать графе 3 Журнала учета.

Часть 6
Сведения о повторной уплате и взыскании
денежных средств

14. Повторно уплачено налогоплательщиком через другую кредитную организацию (графы 42 - 46).

В графах 42 и 43 отражаются дата и номер платежного поручения налогоплательщика, на основании которого повторно уплаченные денежные средства зачислены в бюджет, в графах 44 и 45 - КБК и ОКАТО, указанные в платежном документе.

В графе 46 указывается сумма денежных средств, повторно уплаченная налогоплательщиком через другие кредитные организации без отзыва неисполненного платежного поручения из неплатежеспособного банка.

В целях идентификации платежного поручения, не исполненного банком, с платежным поручением на повторную уплату той же суммы платежа рекомендовать налогоплательщикам при оформлении платежного документа на повторную уплату указывать в поле "Назначение платежа": "Повторная оплата платежного поручения от ____, N ___".

15. Повторно взыскано со счета налогоплательщика, открытого в другом банке, без решения арбитражного суда (графы 47 - 51).

Графы 47 - 51 заполняются в случае взыскания налоговым органом денежных средств в счет уплаты обязательных платежей, списанных со счета налогоплательщика, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов.

В графе 47 и 48 указывается дата и номер инкассового поручения, по которому денежные средства повторно взысканы и поступили в бюджет. В графах 49 и 50 отражаются КБК и ОКАТО, указанные в инкассовом поручении на повторное взыскание.

В графе 51 указывается сумма обязательных платежей, поступившая в бюджет в результате взыскания.

16. Повторно взыскано со счета налогоплательщика, открытого в другом банке, по решению арбитражного суда (графы 52 - 54).

Данные графы Журнала учета заполняются при поступлении в бюджет денежных средств на основании исполнительных листов о взыскании с налогоплательщиков сумм, списанных с его расчетного счета, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.

В графе 52 и 53 указывается соответственно дата и номер расчетного документа (платежного поручения, инкассового поручения), на основании которого в бюджетную систему Российской Федерации поступили денежные средства в счет уплаты обязательных платежей по данному исполнительному листу.

В графе 54 отражается сумма денежных средств, поступившая в бюджетную систему Российской Федерации.

В целях идентификации платежного поручения, не исполненного банком, с расчетным документом на уплату (взыскание) суммы обязательного платежа в соответствии с решением арбитражного суда рекомендовать налогоплательщикам и налоговым органам при оформлении расчетного документа указывать в поле "Назначение платежа": "Оплата платежного поручения (платежных поручений) от ____, N ___".

Часть 7
Сведения о возвращенных из бюджета суммах денежных
средств, а также возмещенных процентах

17. Возвращено по решению арбитражного суда в пользу налогоплательщика и возмещено процентов (графы 55 - 68).

В графе 55 указывается дата решения арбитражного суда, на основании которого осуществлен возврат из бюджета денежных средств, в графе 56 - номер арбитражного дела.

В графе 57 отражаются размер денежных средств, возвращенных налоговыми органами налогоплательщику по решению арбитражного суда.

По графе 58 отражаются суммы процентов, возмещенных налоговыми органами по решениям арбитражных судов, в связи с возвратом денежных средств, повторно взысканных налоговыми органами с налогоплательщиков.