См. Документы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 октября 2023 г. N 158

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 1 и подпунктом 17 пункта 6 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651, в целях организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на пунктах управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектах мобилизационного назначения, отнесенных к ведению Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, и объектах их инфраструктуры приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

Начальник Главного управления
А.Л.ЛИНЕЦ

Утвержден
приказом Главного управления
специальных программ Президента
Российской Федерации
от 13 октября 2023 г. N 158

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ОБЪЕКТАХ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) на объектах ГУСПа (пунктах управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектах мобилизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСПа, и объектах их инфраструктуры) (далее - государственный надзор) направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических требований (далее - обязательные требования) посредством профилактики нарушений и оценки соблюдения на объектах ГУСПа и в организациях, подведомственных ГУСПу (далее - контролируемые лица), обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 (далее - Положение, постановление N 1100), в соответствии с пунктом 5 постановления N 1100 данный акт действует до 1 сентября 2025 г.

2. Полномочия по осуществлению государственного надзора в ГУСПе возлагаются на Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУСПа.

Организацию государственного надзора в ГУСПе осуществляет начальник Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главный государственный санитарный врач ГУСПа, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 7 Положения.

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - уполномоченные должностные лица), являются:

1) начальник Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главный государственный санитарный врач ГУСПа и его заместитель;

2) должностные лица Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУСПа и подразделений санитарно-эпидемиологического профиля Службы специальных объектов ГУСПа, должностными обязанностями (должностным регламентом) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

4. Предметом государственного надзора является соблюдение следующих обязательных требований <3>:

--------------------------------

<3> Пункт 3 Положения.

1) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

2) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

3) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

4) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

6) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

7) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" <4> (далее - Единый перечень), или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

--------------------------------

<4> С изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341, от 20.09.2010 N 383, от 14.10.2010 N 432, от 18.11.2010 N 456, от 02.03.2011 N 566, от 02.03.2011 N 567, от 02.03.2011 N 571, от 07.04.2011 N 622, от 18.10.2011 N 828, от 18.10.2011 N 829, от 09.12.2011 N 859, от 09.12.2011 N 888, от 09.12.2011 N 889, решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 34, от 16.08.2012 N 125, от 23.08.2012 N 141, от 06.11.2012 N 208, от 15.01.2013 N 6, от 13.05.2014 N 71, от 07.07.2014 N 101, от 18.11.2014 N 209, от 10.11.2015 N 149, от 08.12.2015 N 162, от 25.10.2016 N 118, 30.06.2017 N 80, от 29.08.2017 N 107, от 23.01.2018 N 12, от 10.05.2018 N 76, от 21.05.2019 N 78, от 08.09.2020 N 106, от 08.09.2020 N 107, от 08.12.2020 N 162, от 03.08.2021 N 99, от 29.11.2021 N 161, от 08.02.2022 N 22, от 22.02.2022 N 28, решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 36, от 15.06.2012 N 37, от 24.08.2012 N 73, от 17.12.2012 N 114, от 17.12.2012 N 115, от 18.09.2014 N 78, от 02.12.2015 N 82, от 16.02.2018 N 5, от 14.06.2018 N 64, от 22.02.2019 N 8, от 09.09.2019 N 97, от 04.09.2020 N 65, от 29.10.2021 N 109, от 18.02.2022 N 15, от 17.03.2022 N 28, от 25.01.2023 N 6, от 29.08.2023 N 83. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., ратифицированным Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 56-ФЗ "О ратификации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества" и вступившим в силу для Российской Федерации 30 мая 2001 г.; Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" и вступившим в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.

5. Объектами государственного надзора являются:

1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню, к которой предъявляются обязательные требования;

3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

6. Уполномоченные должностные лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и по предъявлении служебного удостоверения сотрудника ГУСПа в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктом 10 Положения, в том числе имеют право:

1) получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

3) беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения контролируемыми лицами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

4) проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

5) проводить досмотр транспортных средств ГУСПа и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов государственным санитарно-эпидемиологическим правилами и гигиеническими нормативами;

6) проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

7) проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов нормативным требованиям;

8) составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства <5>.

--------------------------------

<5> Статья 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. При выявлении нарушения санитарного законодательства, обязательных требований, а также при угрозах возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) уполномоченные должностные лица в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ имеют право давать контролируемым лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

1) об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

2) о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

3) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

4) о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

5) о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

8. Начальник Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главный государственный санитарный врач ГУСПа (заместитель главного государственного санитарного врача ГУСПа) осуществляет полномочия в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, а также принимает решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 9 Положения.

9. Уполномоченные должностные лица в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 52-ФЗ обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также санитарно-эпидемиологического благополучия объектов государственного надзора;

2) устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

3) рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

4) информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

6) соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

7) оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства;

8) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их проверок и мероприятий по контролю.

10. В целях информационного обеспечения государственного надзора в ГУСПе ведется учет:

1) объектов государственного надзора в ГУСПе и связанных с ними контролируемых лиц;

2) сведений о соблюдении контролируемыми лицами санитарного законодательства, обязательных требований;

3) планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), контрольных (надзорных) мероприятий;

4) результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

11. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Указанные сведения не подлежат размещению в открытом доступе, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).

II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

12. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий <7>:

--------------------------------

<7> Пункт 70 Положения.

1) мониторинговая закупка;

2) выборочный контроль;

3) инспекционный визит;

4) рейдовый осмотр;

5) документарная проверка;

6) выездная проверка;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

8) выездное обследование.

Вид контрольных (надзорных) действий в отношении контролируемого лица определяет уполномоченное должностное лицо.

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - план), утвержденного начальником ГУСПа.

План на следующий календарный год согласовывает и представляет на утверждение начальник Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главный государственный санитарный врач ГУСПа не позднее 1 декабря текущего года.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся один раз в год.

Выписки из плана направляются уполномоченными должностными лицами контролируемым лицам посредством почтового отправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения плана.

14. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется по решению главного государственного санитарного врача ГУСПа (его заместителя).

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока устранения нарушений, выявленных в результате предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий;

2) наличие у уполномоченных должностных лиц сведений о фактах возможных нарушений санитарного законодательства;

3) наличия у уполномоченных должностных лиц сообщения от граждан о фактах возможных нарушений санитарного законодательства на объектах государственного надзора;

4) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека в случае нарушения санитарного законодательства.

15. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются следующие сведения:

1) дата, время и место принятия решения;

2) кем принято решение;

3) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

4) вид контроля (надзора);

5) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность уполномоченного должностного лица (уполномоченных должностных лиц, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

6) объект государственного надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);

8) наименование, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта государственного надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);

9) вид контрольного (надзорного) мероприятия;

10) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

11) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

12) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части, касающейся срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);

13) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).

16. В ходе мониторинговой закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) инструментальное обследование;

4) истребование документов;

5) испытание;

6) экспертиза.

17. Срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза.

Мониторинговая закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с контролируемыми лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям.

18. Мониторинговая закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников (представителей) контролируемого лица и его работников (представителей) с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

19. В случае если мониторинговая закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, уполномоченному должностному лицу выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.

20. Продукция (товары) по результатам мониторинговой закупки может направляться эксперту и (или) экспертной организации для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы объектов государственного надзора.

21. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

22. После объявления контролируемому лицу о проведении мониторинговой закупки уполномоченное должностное лицо на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование, испытание или экспертизу (далее - протокол мониторинговой закупки).

В протоколе мониторинговой закупки указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

Протокол мониторинговой закупки составляется в двух экземплярах, подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой закупке, и приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола мониторинговой закупки уполномоченным должностным лицом делается отметка об этом в протоколе мониторинговой закупки.

23. Экспертиза по результатам мониторинговой закупки проводится в следующем порядке:

1) отбор проб (образцов) продукции;

2) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

3) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

4) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в трех экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Место осуществления экспертизы определяется уполномоченным должностным лицом, которое проводит контрольное (надзорное) мероприятие.

24. Продукция (товары) направляется для проведения исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

25. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указываются, кем и на каком основании проводились исследования, проведенные в рамках мониторинговой закупки, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

26. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

27. Основаниями проведения выборочного контроля являются:

1) наличие в ГУСПе сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.

28. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).

Отбор проб (образцов) продукции (товаров) для проведения инструментального обследования, экспертизы осуществляется в количестве и объеме, которые не превышают нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений.

29. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

30. Инструментальное обследование проводится уполномоченным должностным лицом или специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также для подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям, в соответствии со статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ.

31. Испытание осуществляется специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

32. По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол испытания, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результаты испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

33. Протокол испытаний направляется уполномоченному должностному лицу в течение одного рабочего дня с даты подписания.

34. Результаты испытания фиксируются также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

35. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

36. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

37. В случае если полученные при совершении контрольных (надзорных) действий сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и подтверждают отсутствие (наличие) нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то такие сведения фиксируются уполномоченным должностным лицом в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

38. В протоколе о проведении выборочного контроля и направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

39. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указываются, кем и на каком основании проводились исследования в рамках выборочного контроля, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

40. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

41. Внеплановый инспекционный визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, проверки информации о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выполнения поручений и требования, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, а также в целях оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

42. Проведение инструментального обследования в рамках инспекционного визита осуществляется уполномоченным должностным лицом либо экспертом и (или) экспертной организацией.

43. Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.

44. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза.

45. Основаниями проведения рейдового осмотра являются:

1) наличие у ГУСПа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

46. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

47. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу могут осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

48. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указываются, кем и на каком основании проводились исследования в рамках рейдового осмотра, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

49. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десяти рабочих дней.

Срок взаимодействия с одним контролируемыми лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать одного рабочего дня.

50. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов;

3) экспертиза.

51. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

52. При направлении материалов для экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

53. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

54. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза.

55. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписания Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУСПа об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

56. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

57. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется уполномоченным должностным лицом путем анализа данных об объектах государственного надзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

58. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.

59. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта государственного надзора.

60. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) отбор проб (образцов);

3) инструментальное обследование;

4) испытание;

5) экспертиза.

61. Срок проведения выездного обследования не может превышать один рабочий день.

62. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

63. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.

III. Проведение профилактических мероприятий

64. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУСПа проводит следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

65. Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется уполномоченным должностным лицом.

66. Уполномоченные должностные лица осуществляют информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

67. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается главным государственным санитарным врачом ГУСПа один раз в год и утверждается начальником ГУСПа не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

68. При наличии у уполномоченного должностного лица сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках нарушений обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

69. Объявленное предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и результаты рассмотрения возражения на объявленное предостережение подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

70. Консультирование осуществляется уполномоченными должностными лицами по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:

1) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц.

71. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий уполномоченных должностных лиц, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы не предоставляются.

IV. Обжалование решений, действий (бездействия)
уполномоченных должностных лиц

72. Решения и (или) действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы.

73. Правом на обжалование решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, принятых и осуществляемых в ходе государственного надзора, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.

74. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченными должностными лицами из числа руководителей (начальников) подразделений в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

75. При обжаловании решений уполномоченных должностных лиц из числа руководителей (начальников) подразделений жалоба рассматривается главным государственным санитарным врачом ГУСПа или его заместителем.

76. При обжаловании решений главного государственного санитарного врача ГУСПа или его заместителя жалоба рассматривается начальником ГУСПа (его заместителем).

77. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в удовлетворении жалобы, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.