См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 28 июля 2023 г. N 06-01291/23

Управление стратегического развития и цифровой трансформации Росреестра, рассмотрев Ваше обращение, направляет ответы на вопросы о порядке взаимодействия кредитных организаций с Росреестром при применении доверенностей в электронной форме в машиночитаемом виде.

Начальник Управления
стратегического развития
и цифровой трансформации
С.В.БЕЛОКОПЫТОВ

Приложение

N п/п
Вопрос
Комментарий Росреестра
1
Каков порядок оформления машиночитаемой доверенности (далее - МЧД): она оформляется в банке и подписывается электронной подписью руководителя, после чего нотариус ставит свою электронную подпись? Или МЧД подписывается только электронной подписью нотариуса?
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 15). Учитывая также положения статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", доверенность для целей осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от имени юридического лица, выданная в форме электронного документа, должна быть нотариально удостоверена и, соответственно, содержать усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - УКЭП) нотариуса.
В соответствии со статьей 44.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области использования электронных подписей.
2
Есть ли у Росреестра/будет ли предоставлен Росреестром разработанный формат доверенности и таблица/реестр/коды полномочий для такой доверенности? Если да, то где размещена/будет размещена данная информация? Будет ли применен к форме МЧД, составляемой для взаимодействия с Росреестром, принцип унификации с иными информационными системами и сервисами?
Требования к содержанию доверенности в машиночитаемом формате установлены Приказом Минцифры России от 18.08.2021 N 857 "Об утверждении единых требований к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи". Доверенности должны формироваться в соответствии с форматом версии 003, размещенном на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog/attorney.
Кроме того, Приказом Минцифры России от 18.08.2021 N 856 "О порядке формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему" утвержден актуальный классификатор полномочий, размещенный на сайте "Единой системы нормативной справочной информации" (ЕСНСИ) по адресу: https://esnsi.gosuslugi.ru/classifiers/6714/data?pg=1&p=1. На первом этапе использования МЧД планируется применение текстового описания полномочий в МЧД. До перехода на использование классификаторов полномочий полномочия будут указываться так же, как сейчас указываются в бумажной доверенности. Справочник полномочий будет формироваться/наполняться по результатам анализа поступающих в орган регистрации прав МЧД с учетом специфики услуг Росреестра.
Обращаем внимание, что доверенность для целей осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от имени юридического лица, выданная в форме электронного документа, должна быть нотариально удостоверена.
Таким образом, требование нотариального удостоверении доверенностей, используемых кредитной организацией при взаимодействии с Росреестром, прямо установлено требованиями законодательства.
Кроме того, форматом предусмотрена множественность лиц на стороне доверителя и поверенного.
3
С помощью каких ресурсов будет возможным изготовление МЧД для Росреестра (сайт ФНС России; Госуслуги; программное обеспечение, предоставляемое третьими лицами (например, Контур); ресурс самого Росреестра; иное?)? Какой именно федеральный орган должен выпускать МЧД для взаимодействия банка с Росреестром, и какие уровни доступа необходимо предоставить сотрудникам в доверенности для организации соответствующего взаимодействия? Будет ли реализовано оформление МЧД на портале Банка России с полномочиями для кредитных организаций на электронное взаимодействие с Росреестром (регистрация ипотечных сделок)?
Требование нотариального удостоверения доверенностей, используемых кредитной организацией при взаимодействии с Росреестром, прямо установлено требованиями законодательства.
МЧД для предоставления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав будет формироваться нотариально в соответствии с установленным форматом.
4
Будет ли обязательным участие нотариуса в формировании МЧД? Если МЧД будет формироваться не через нотариуса, то будет ли она приниматься Росреестром?
См. ответ на вопрос N 3.
5
Если МЧД для Росреестра будет формировать нотариус, к нотариусу будет необходимо обращаться с USB-флешкой (чтобы он загрузил подготовленный XML-файл), если банк будет передавать сведения в Росреестр сам? Будет ли нотариус сообщать идентификатор доверенности? Или идентификатор доверенности может взять представитель организации из XML-файла?
МЧД, сформированная в установленном законом порядке в формате XML с приложением УКЭП нотариуса, помещается в пакет документов, направляемый организацией в Росреестр.
Вопрос предоставления нотариусом МЧД заявителю целесообразно уточнить в ФНП.
6
Через какую систему (платформу) можно будет проверить доверенность, зная ее идентификатор, и кто это сможет сделать? Возможно ли и с помощью какой системы (платформы) (если возможно) визуализировать XML файл в "человекочитаемый" формат?
Хранение МЧД, выданной нотариально, обеспечивается посредством цифровой платформы распределенного реестра ФНС России (далее - ЦПРР ФНС). Проверка МЧД будет осуществляться с помощью сервисов ФНС России и ФНП.
Завершение мероприятий по доработке единого универсального визуализатора МЧД ФНС России планируется осуществить до 01.09.2023.
7
Каков срок хранения МЧД в реестровом деле (с учетом установленных сроков хранения в ЕСИА)?
МЧД, помещенная в реестровое дело, подлежит постоянному хранению, если иное не установлено пунктами 55 - 58 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел, книг учета документов, а также документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимость, но не полученных ими, утвержденного приказом Росреестра от 28.06.2022 N П/0254.
8
Касательно персональных данных: какие лица будут ответственны за сохранность персональных данных, отраженных в МЧД? Каким образом можно будет удостовериться в том, что персональные данные сотрудника не будут использоваться третьими лицами? Нужно ли отдельно получать согласие на обработку персональных данных?
Оформление доверенности в бумажном виде и МЧД по сути ничем не отличается. При формировании МЧД нотариусом будет использоваться типовая форма согласия на обработку персональных данных.
9
Можно ли использовать МЧД при подаче документов для регистрации через МФЦ?
Через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляются заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе. Поскольку МЧД - это доверенность, созданная в электронной форме, с использованием такой доверенности возможно представление документов для осуществления учетно-регистрационных действий только если такие документы представляются в электронном виде.
10
Уже выданные доверенности, заверенные нотариусом на бумажных носителях и размещенные в формате PDF с электронной подписью руководителя в личном кабинете Росреестра, будут действовать до конца срока или будет необходимо переоформлять их на МЧД?
В пункте 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) указан исчерпывающий перечень случаев, когда действие доверенности прекращается. Данный случай к таким не относится.
11
Каков порядок отзыва МЧД, например, в случае увольнения сотрудника? Через нотариуса? Или будут предусмотрены технические возможности это сделать через личный кабинет Росреестра (или посредством иных ресурсов)?
Реализация функциональности единой информационной системы нотариата, позволяющей нотариусам совершать нотариальное действие по удостоверению МЧД в соответствии с форматом, опубликованном на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog/attorney, запланирована к 01.09.2023, в том числе передоверие и отзыв по ранее выданной МЧД.
Сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий. Если доверенность в машиночитаемом формате, то сведения об отмене будут переданы в информационную систему, где хранится машиночитаемая доверенность (ЦПРР ФНС).
12
Каков порядок оформления передоверия полномочий, установленных МЧД? Если МЧД была сформирована нотариусом, то за оформлением передоверия будет необходимо обратиться к нотариусу? Или будут предусмотрены технические возможности это сделать через личный кабинет Росреестра (или посредством иных ресурсов)?
См. ответ на вопрос N 11.
13
На физическое лицо, которое подписало договор об ипотеке необходимо предоставить регистрирующему органу нотариально удостоверенную доверенность или МЧД, в ситуации, если данный договор подписывает не единоличный исполнительный орган юридического лица, а представитель (физическое лицо), но сдачу документов на регистрацию в Росреестр осуществляет другой представитель юридического лица с МЧД и усиленной цифровой подписью?
Учитывая положения пункта 2 статьи 185, пункта 1 статьи 185.1 ГК, частей 8, 9 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, доверенность на представление заявления о государственной регистрации прав должна быть нотариально удостоверена; доверенность на заключение (подписание) договора об ипотеке от имени залогодержателя (юридического лица) может быть составлена в простой письменной форме.
14
Если у представителя кредитной организации есть нотариальная удостоверенная доверенность и усиленная цифровая подпись от юридического лица, срок действия которых заканчивается в 2024 году, можно ли их использовать после 31 августа 2023 года?
Да, подача заявления и документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании доверенности, изготовленной нотариусом в виде электронных образов документов в формате PDF с приложением УКЭП нотариуса, после 01.09.2023 возможна, при условии подписания заявления и документов после 01.09.2023 УКЭП физического лица, выданной до 01.09.2023 (но действительной на момент подачи заявления и документов).
15
Планируется ли продление переходного периода по внедрению механизма использования МЧД при взаимодействии кредитных организаций с Росреестром?
Переход с 01.09.2023 на МЧД закреплен в законе от 19.12.2022 N 536-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".