См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УПРАВЛЕНИЕ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2018 г. N 05-162

Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по анализу результатов проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее - Рекомендации).

Обращаем внимание на необходимость направления отчетных форм в соответствии с Рекомендациями в срок до 31.08.2018.

Указанные материалы просим направлять в электронном виде по адресу электронной почты i.semenov@obrnadzor.gov.ru (с обязательным указанием названия субъекта Российской Федерации в теме электронного письма) без направления бумажного носителя.

Приложение: Рекомендации на 8 л.; таблица для отчета в формате Excel.

Начальник Управления
Е.Е.СЕМЧЕНКО

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА,
ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации в части подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее - ГИА).

Рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственной власти).

Рособрнадзор рекомендует органам государственной власти проведение анализа как на этапе подготовки к проведению ГИА, так и на этапе непосредственного проведения и подведения итогов для определения возможных рисков.

При подготовке к проведению ГИА необходимо учитывать наиболее часто выявляемые нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 (далее - Порядок проведения ГИА).

Основой принятия предупреждающих мер должен являться анализ результатов ГИА предыдущих лет, анализ работы предметных и конфликтной комиссии, дополнительный просмотр видеозаписей хода проведения ГИА, проведение перепроверок работ участников.

I. Зоны риска ЕГЭ

1) Работы участников, получивших неудовлетворительные результаты по одному из обязательных предметов в основной день, и пересдавших экзамен с повышением результата на 30 тестовых баллов и выше (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительной причине).

2) Работы участников, получивших на ЕГЭ по русскому языку 90 - 100 баллов и имевших "незачет" по итоговому сочинению.

3) Работы участников, получивших менее 30% баллов от максимального количества первичных баллов за часть с кратким ответом и более 70% баллов от максимального количества первичных баллов за часть с развернутым ответом.

4) Участники, имеющие 3 и более удовлетворенные апелляции с повышением баллов по результатам ЕГЭ (исключая апелляции, связанные с распознаванием ответов).

5) Участники, имеющие удовлетворенную апелляцию по результатам ЕГЭ, позволившую преодолеть минимальную границу количества баллов по соответствующему учебному предмету.

6) Работы участников с внесением 4 или 5 правильных ответов в поле бланка N 1 "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";

7) Участники, завершившие экзамен в основной день досрочно по уважительной причине и получившие в резервный день от 80 до 100 тестовых баллов.

8) Участники, не преодолевшие "минимальный порог" по математике базового уровня и получившие по математике профильного уровня более 80 тестовых баллов.

II. Анализ Зон риска ЕГЭ

Анализ должен включать в себя следующие мероприятия:

1. Составление списков участников и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы "Анализ Зон Риска ЕГЭ" (Приложение).

2. Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зоны риска, по всем предметам и итоговому сочинению.

3. Анализируется письменная часть экзаменационных работ по каждому сдававшемуся учебному предмету:

- проводится визуальное сравнение почерка по всем работам;

- рассматриваются все исправления в работе (внесение правильных ответов в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом"), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом".

4. Организация региональной перепроверки работ, попавших в Зоны риска. При анализе Зоны риска "участники, получившие на ЕГЭ по русскому языку 90 - 100 баллов и имевшие "незачет" по итоговому сочинению" производится перепроверка итогового сочинения. В случае выявления нарушений при оценивании проводится региональная перепроверка всех работ данного участника.

III. Просмотр видеозаписи хода проведения экзамена

1. Зоны риска N 2, 3, 6, 8 - просматриваются видеозаписи экзамена, по результатам которого работа участника экзамена попала в Зону Риска.

2. Зоны риска N 1, 7 - просмотр видеозаписи пересдачи экзамена.

3. Зоны риска N 4, 5 - просмотр хода проведения экзамена не требуется.

4. Все Зоны риска - пересмотр всех неодобренных меток, поставленных онлайн-наблюдателями на портале smotriege.ru. Особое внимание уделяется информации по нарушениям, связанным с наличием у участников ГИА справочных материалов, средств связи.

5. В случае выявления нарушений - просмотр видеозаписей со всех экзаменов данного участника.

IV. Анализ результатов итогового сочинения

Порядок перепроверки работ итогового сочинения (далее - ИС) устанавливается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ОИВ создает комиссию по перепроверке ИС, а также по утверждению и (или) аннулированию результатов ИС.

Примерный алгоритм выбора работ итогового сочинения для перепроверки (при проведении ИС в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники):

1. Формирование списка образовательных организаций, 90 - 100% выпускников которых получили 5 отметок "Зачет" при оценивании ИС.

2. Исключение из списка, полученного в п. 1, образовательных организаций, в которых в ИС принимало участие менее 10 обучающихся.

3. Исключение из списка, полученного в п. 2, образовательных организаций гуманитарного профиля.

4. Формирование общего списка выпускников, сдававших ИС в образовательных организациях из списка, полученного в п. 3, получивших 5 отметок "Зачет" при оценивании ИС.

5. Исключение из списка, полученного в п. 4, обучающихся, имеющих годовые оценки "5" в 10 и 11 классе.

6. При значительном количестве (более 300) обучающихся в списке, полученном в п. 5, возможно исключение из списка обучающихся, имеющих годовые оценки "4" в 10 и 11 классе.

Результаты анализа сравниваются с аналогичными результатами предыдущих лет. При неоднократном включении образовательной организации в список, полученный в п. 3, рекомендуется направление сотрудников ОИВ для контроля за ходом проведения ИС.

V. Принятие управленческих решений по итогам анализа

1. При выявлении каких-либо нарушений с лиц, причастных к нарушениям Порядка проведения ГИА, берутся объяснительные.

2. В случае подтверждения нарушений Порядка проведения ГИА Рособрнадзор рекомендует следующее:

к лицам, допустившим нарушения Порядка проведения ГИА, должны быть применены меры административного (часть 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и дисциплинарного характера (статьи 192 - 195 Трудового Кодекса РФ);

результаты участников ГИА должны быть пересмотрены и (или) аннулированы;

результаты анализа должны быть рассмотрены на заседаниях межведомственной коллегии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задействованных при проведении ГИА;

при выявлении нарушений в части работы предметной комиссии должен быть рассмотрен вопрос об исключении из состава предметной комиссии экспертов, допустивших необъективное оценивание. Обращаем внимание на установленные действующим законодательством сроки привлечения к административной ответственности (письмо Рособрнадзора от 11 июля 2016 года N 02-280 "О перепроверке экзаменационных работ отдельных категорий обучающихся"). Должно быть организовано дополнительное обучение экспертов предметных комиссий ГИА;

при выявлении нарушений в части работы конфликтной комиссии рассматривается вопрос об исключении членов, допустивших неоправданное повышение баллов по поданным апелляциям участников;

при выявлении нарушений организации работы ППЭ рассматривается вопрос об отстранении от работы в рамках организации и проведения ГИА руководителя и организаторов ППЭ, либо произвести ротацию кадров между ППЭ;

при выявлении нарушений организации работы РЦОИ рекомендуется пересмотреть должностные инструкции работников РЦОИ, рассмотреть возможность усиления информационной безопасности при проведении ГИА.

3. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, соответствующая информация направляется в компетентные органы.

4. По результатам проведенного анализа определяются причины возникновения выявленных нарушений, предлагаются наиболее оптимальные способы устранения выявленных причин и разрабатывается план действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ГИА в предстоящий период проведения ГИА.

5. Результаты региональных перепроверок в обязательном порядке вносятся в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

6. При разработке плана действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ГИА следует уделить особое внимание вопросам организации повышения квалификации всех задействованных в организации и проведении ГИА специалистов.

7. В состав предметных комиссий по учебным предметам не рекомендуется включать экспертов, оценка работ которых не совпала с результатами дополнительных проверок (федеральных, межрегиональных перекрестных, региональных) более чем на 80%.

8. Рекомендуется включать в состав конфликтной комиссии должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

9. Особое внимание при подготовке к проведению ГИА и в период проведения ГИА рекомендуется обратить на:

участников ГИА, зарегистрированных на математику базового уровня и при этом имеющих действующие положительные результаты по математике базового и/или профильного уровней;

обучающихся, сменивших образовательную организацию после написания итогового сочинения (изложения).

На особый контроль рекомендуется взять организацию видеонаблюдения в тех аудиториях, где сдают экзамен данные участники ГИА. К наблюдению следует подключить специалистов органов государственной власти.

10. Информационная справка о проделанной работе и форма (приложение 1) направляется в Рособрнадзор в срок до 31 августа года проведения экзамена. Информационная справка в том числе должна включать подробную информацию о принятых мерах при выявлении нарушений.

Пересдачи +30
Незачет сочинение, более 90 баллов ЕГЭ русский язык
30% краткие ответы - 70% развернутые ответы
Неоднократные апелляции
Апелляция с переходом через пороги
Внесение 5 и более правильных ответов в поле коррекции
Субъект РФ
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки работ ЕГЭ
Количество перепроверок итоговых сочинений
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки сочинений
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Кол-во перепроверок
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во работ, попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во перепроверок работ
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество нарушений, выявленных в ходе проверки верификации работы
Количестви несоответствий числа замен, внесенных участником, с внесенным организаторами числом в бланк
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
со стороны предметной комиссии
со стороны конфликтной комиссии
со стороны предметной комиссии
со стороны конфликтной комиссии
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день
Получивших 2 по матетике базового уровня и 80 - 100 баллов по математике профильного уровня
Всего
Кол-во попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество проведенных перепроверок
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во попавших в группу риска
Кол-во выявленных несоответствий почерка
Кол-во нарушений, зафиксированных при просмотре видеозаписей
Количество проведенных перепроверок
Количество нарушений, выявленных в ходе перепроверки
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Количество аннулированных результатов
Кол-во попавших в группы риска
Общее количество выявленных работ с нарушениями
Кол-во нарушений со стороны обучающихся
Кол-во нарушений со стороны организаторов
Кол-во нарушений со стороны экспертов ПП/КК
Количество измененных результатов (неаннулированных)
Количество аннулированных результатов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
Со стороны обучающихся
Со стороны организаторов
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Пересдачи +30
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Предмет
Результат (тестовые баллы)
1
2
3
4
5
6
7
8
"Незачет" сочинение, 90 - 100 баллов ЕГЭ русский язык
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Результат (тестовые баллы)
1
2
3
4
5
6
7
30% краткие ответы - 70% развернутые ответы
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Результат (тестовые баллы)
1
2
3
4
5
6
7
3 и более удовлетворенные апелляции у одного участника
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Предмет 1
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 1
Результат (тестовые баллы) 1
Предмет 2
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 2
Результат (тестовые баллы) 2
Предмет 3
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету 3
Результат (тестовые баллы) 3
Предмет N
Результат (первичные баллы) апелляции по предмету N
Результат (тестовые баллы) N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Удовлетворенные апелляции с преодолением минимального порога
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Предмет
Результат до апелляции (тестовые баллы)
Результат после апелляции (тестовые баллы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9

4 (5) правильных ответов, внесенных в поля коррекции
бланка ответов N 1

N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Результат
1
2
3
4
5
6
7
Завершившие досрочно в основной день и получившие 80 - 100 баллов в резервный день
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Предмет
Результат (тестовые баллы)
1
2
3
4
5
6
7
8
Получивших 2 по математике базового уровня и 80 - 100 баллов по математике профильного уровня
N п/п
Субъект РФ
ФИО
Код ППЭ
Аудитория
Место
Результат (тестовые баллы)
1
2
3
4
5
6
7

Пояснения
по заполнению отчетной формы по анализу результатов
проведения государственной итоговой аттестации в форме
единого государственного экзамена

1. Форма заполняется в соответствии с проведенной работой согласно рекомендациям по анализу результатов проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее - Рекомендации).

2. Форма является многостраничным документом в формате Excel (9 вкладок).

3. Вкладка N 1 "Сводная форма" поля 2 - 80 заполняется исключительно числовыми значениями, без пропусков, текст не допускается. В случае отсутствия значения необходимо указать значение "0". При необходимости внесения пояснений по отдельным полям данные пояснения возможно включить в информационную справку (пункт 10 раздела V Рекомендаций).

4. Вкладки N 2 - 9 соответствуют порядковым номерам Зон риска ЕГЭ, указанным в разделе I Рекомендаций.

5. Вкладки N 2, 4, 6, 7, 8 - заполняется по каждому участнику отдельно. При неоднократном попадании участника в зону риска необходимо вносить соответствующие данные в новой строке.

6. Поля 5, 8, 11, 14 вкладки N 5 заполняются в виде "+1", "+2" и т.д. в соответствии с результатом апелляции по соответствующему учебному предмету.