См. Документы Федерального агентства по недропользованию

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

ПИСЬМО
от 10 сентября 2013 г. N ЕК-04-30/10228

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах" пользование недрами должно осуществляться строго в границах лицензионных участков недр. Проведение работ за границами участка недр, предоставленного в пользование, не допускается.

При проведении государственной экспертизы ТЭО кондиций и подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых ФБУ "ГКЗ" выявляются технические ошибки при указании координат границ лицензий, предварительных горных отводов, а также неточности в описании участков, допущенные при выдаче лицензий на право пользования недрами.

Наиболее распространены случаи, когда недропользователю передаются в пользование запасы, которые могут частично находиться как за границами лицензии, так и за контуром предварительного горного отвода, и площадь одной лицензии перекрывается площадью лицензии другого месторождения.

Согласно п. 2 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 69, государственная экспертиза производится, в том числе, в целях определения границ участков недр, предоставляемых в пользование. При этом, в соответствии с установленными приказами Минприроды РФ от 31.12.2010 N 569, от 15.02.2011 N 34, от 23.05.2011 N 378, требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов, они должны содержать информацию как о границах лицензионных участков недр, так и о границах контуров подсчета запасов полезных ископаемых (месторождений полезных ископаемых).

Вместе с тем, в представляемых на государственную экспертизу материалах, эти обстоятельства обычно не освещаются и выявляются только в процессе экспертизы, что существенно влияет на конечные технико-экономические результаты и на выбор оптимального варианта кондиций.

В этой связи, в целях повышения обоснованности решений утверждаемых протоколами ГКЗ Роснедр и ГКЗ территориальных органов Роснедр и обеспечения их правомерности, Роснедра считает необходимым при подготовке заключений (протоколов НТС) на материалы ТЭО разведочных кондиций и отчетов с подсчетом запасов осуществлять проверку и отражать в экспертных заключениях информацию о совмещенности контуров запасов с контурами лицензий.

Информация о совмещенности контуров запасов с контурами лицензий должна фиксироваться в констатирующей части протоколов ГКЗ Роснедр и ТКЗ территориальных органов Роснедр.

Кроме того, согласно п. 7 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, на государственном балансе за соответствующим пользователем недр подлежат учету запасы полезных ископаемых, находящиеся в границах участка недр, предоставленного в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

При этом, Роснедра обращает внимание на то, что вопросы исправления технических ошибок, допущенных при выдаче лицензий, в настоящее время не урегулированы законодательством о недрах и подлежат решению в судебном порядке.

Заместитель Руководителя
Е.А.КИСЕЛЕВ