См. Документы Федерального агентства по управлению государственным имуществом

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПИСЬМО
от 6 апреля 2017 г. N ДС-18/13180

ОБ УЧЕТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РЕЕСТРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в целях обеспечения единообразия учета федерального имущества в реестре федерального имущества (далее - реестр) в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (далее - Постановление), и с учетом поступающих в рабочем порядке обращений территориальных органов Росимущества (далее - территориальные органы) разъясняет:

1. По вопросам отнесения объектов имущества к недвижимому, движимому и иному имуществу и объектам учета федерального имущества.

Отнесение объектов имущества к недвижимому, движимому и иному имуществу регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и иными федеральными законами в соответствии с установленными ими признаками, которые использованы при определении объектов учета федерального имущества (далее - объекты учета) и указаны в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3 Положения (наличие у объектов имущества прочной связи с землей, отнесение их к подлежащим государственной регистрации объектам или соответствующему виду имущества законом (статьи 130, 133.1, 128 Кодекса) и т.д.).

Вместе с тем к объектам учета относятся только находящиеся в федеральной собственности объекты имущества, формы сведений о которых установлены в подразделах 1.1 - 1.5 и 2.1 - 2.5 реестра согласно приложению N 1 к Положению. При этом следует отметить, что в состав указанных объектов учета включены два новых объекта имущества:

единый недвижимый комплекс (подраздел 1.2 реестра), отличительные признаки которого установлены статьей 133.1 Кодекса, среди которых следует выделить регистрацию в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права собственности на совокупность включенных в него объектов в целом как одну недвижимую вещь. Соответственно только после регистрации права собственности Российской Федерации на единый недвижимый комплекс все сведения о нем могут быть внесены в подраздел 1.2 реестра;

исключительное право на объект интеллектуальной собственности, являющееся имущественным правом (статья 1226 Кодекса), которое относится к иному имуществу (статья 128 Кодекса), подлежит учету в подразделе 2.3 реестра.

2. По вопросу учета в реестре объектов археологического наследия.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон) объекты археологического наследия относятся к недвижимому имуществу, под которыми понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Они могут не совпадать с границами существующих земельных участков, в том числе в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет, и утверждаются в составе акта Минкультуры России о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРОКН), как границы объекта культурного наследия федерального значения (статьи 3.1 и 4 Закона).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом. К таким особенностям согласно пункту 2 статьи 63 Закона относится необходимость оформления права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года, в частности, памятниками археологии (постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 и от 04.12.1974 N 624).

В то же время позиция Росреестра в отношении объектов археологического наследия заключается в том, что указанные объекты не являются объектами недвижимости, подлежащими государственному кадастровому учету (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ) и, соответственно, на которые необходимо осуществление государственной регистрации прав (статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). При этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут быть осуществлены в отношении земельного участка, в пределах которого находится объект археологического наследия.

Вместе с тем территориальный орган согласно подпункту "б" пункта 27 Положения обязан принять решение об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации. Соответственно, если установлено, что объект археологического наследия находится в собственности Российской Федерации, то он подлежит учету в подразделе 1.2 реестра в соответствии с признаками, указанными в подпункте "а" пункта 3 Положения. При этом с учетом подпункта "а" пункта 6 приложения N 4 к Положению после наименования объекта археологического наследия в круглых скобках необходимо указывать его отличительные признаки. Например, Селище ... (объект археологического наследия).

В случае отказа территориального органа Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на находящийся в федеральной собственности объект археологического наследия ему может быть присвоен постоянный реестровый номер федерального имущества при условии внесения в Карту N 1.2. __ всех необходимых для этого сведений, в том числе о его категории историко-культурного значения, как объекте культурного наследия федерального значения, и регистрационном номере в ЕГРОКН, а также земельном участке, в пределах которого он находится, и подтверждения сведений соответствующими электронными образами документов, заверенными усиленной квалифицированной электронной подписью.

3. По вопросу предоставления информации из реестра иным юридическим и физическим лицам.

В соответствии с пунктом 45 Положения информация о расположенном на территории Российской Федерации федеральном имуществе из реестра предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 46 Положения территориальные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно предоставляют информацию о расположенном на и вне территории Российской Федерации федеральном имуществе из реестра лицам, указанным в подпункте "б" данного пункта.

Вместе с тем пунктом 47 Положения о предоставлении информации из реестра иным юридическим и физическим лицам не оговорено расположение федерального имущества, в отношении которого предоставляется информация. Соответственно в данном случае действует общая норма для любых заинтересованных лиц (пункт 45 Положения).

Таким образом, иным юридическим и физическим лицам информация из реестра предоставляется только о расположенном на территории Российской Федерации федеральном имуществе.

Д.А.СОЛОДОВНИКОВ