См. Документы Федерального агентства по управлению государственным имуществом

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПИСЬМО
от 5 октября 2015 г. N ИА-03/41274

О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Росимуществом выявлены случаи, когда федеральные государственные унитарные предприятия, включенные в прогнозный план (программу) приватизации на 2014 - 2016 годы (далее также ФГУП), самостоятельно заключали в рамках арбитражных и гражданских дел в судах (арбитражных судах) мировые соглашения, условия которых предполагали совершение предприятием сделок, требующих согласования собственника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие. При этом молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 указанной статьи).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что базовая сумма, применяемая для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 руб.

При этом, как отмечено в письме Минэкономразвития России от 16.04.2014 N д08и-728, что Закон о предприятиях не содержит условия о том, что к крупным сделкам не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. В связи с этим Минэкономразвития России считает, что в целях решения вопроса об отнесении сделки к крупной не имеет значение, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности. Указанная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2013 г. N Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2013 г. N А42-8300/2011).

Таким образом, согласованию с собственником подлежат все возмездные сделки федерального государственного унитарного предприятия с ценой, превышающей меньшую из двух следующих величин: 5000000 (пять миллионов) рублей или 10 процентов уставного фонда предприятия.

Кроме того, вне зависимости от цены сделки, согласованию собственником подлежат:

- сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);

- сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 2 статьи 295 ГК РФ и пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);

- сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также договоры простого товарищества (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);

- решения об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации, а также сделки, связанные с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ);

- заимствования унитарным предприятием (статьи 24 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ).

Кроме того, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации на 2014 - 2016 годы, необходимо отметить следующее.

Пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

- совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

- сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;

- получать кредиты;

- осуществлять выпуск ценных бумаг;

- выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ;

- приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - Постановление N 739) федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ) в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, которые включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, принимают решение:

- согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований (подпункт "е");

- согласование совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия (подпункт "ж");

- согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями (подпункт "з");

- согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества (подпункт "л").

При этом по вопросам, указанным в подпунктах "е", "з" и "л" вышеуказанного пункта, Постановления N 739, соответствующее решения ФОИВ принимаются с учетом мотивированной позиции Росимущества, а в случае, если стоимость имущества, в отношении которого принимаются такие решения, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, превышает 150 млн. рублей и если принято решение о приобретении акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, в том числе при их учреждении, - на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 739 Росимущество в отношении указанных предприятий осуществляет с учетом предложений ФОИВ согласование, сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе передачи его в аренду.

При этом в соответствии с пунктом 4.2.18 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538), территориальные управления Росимущества принимают решения о согласовании сделок с недвижимым имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, исключительно по поручению Росимущества.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" определено, что мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах.

В соответствии с частью 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно пункту 14 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в том числе о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица), а также изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и законные интересы лиц, не участвующих в деле (с учетом положений пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Понятие сделки, приведенное в ГК РФ, является максимально широким, однако имеющаяся судебная и иная правоприменительная практика позволяет выработать позицию по определению круга действий, квалифицируемых в качестве сделки, к которым в том числе относится мировое соглашение, которое по своей природе является гражданско-правовой сделкой, поскольку содержит элементы сделки и представляет собой волеизъявление сторон, направленное на изменение, прекращение и возникновение гражданских прав и обязанностей, что подтверждается постановлениями ФАС Уральского округа от 08.07.2011 N Ф09-3625/11 по делу N А60-11397/2011, от 15.03.2010 N Ф09-1164/10-С5 по делу N А07-23481/2009, от 04.02.2010 N Ф09-169/10-С4 по делу N А50-5205/2009-Г1, ФАС Центрального округа от 22.12.2009 N Ф10-5629/09 по делу N А48-1896/2009.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Росимущества в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2003 N 229-р и от 20.09.2012 N 1738-р, и предприятиям, утратившим ведомственную принадлежность, осуществление полномочий собственника от имени Росимущества в отношении которых в соответствии с приказом Росимущества от 24.04.2015 N 165 обеспечивает Управление реструктуризации государственных организаций и управления приватизируемыми активами (далее - Управление), а также иным федеральным государственным унитарным предприятиям, включенным в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы поручается в обязательном порядке согласовывать с Росимуществом (а в отношении ФГУП, подведомственных иным ФОИВ - в случаях, предусмотренных Постановлением N 739, с иным ФОИВ, в ведении которого находится ФГУП) до направления в адрес судов, арбитражных судов, а также третейских судов (в случае третейского разбирательства) заключение мировых соглашений, содержащих элементы сделок, требующих согласования собственником, в порядке, предусмотренном приказом Росимущества от 31.08.2012 N 193.

Кроме того, в случае если Территориальное управление Росимущества участвует в любом качестве в арбитражном или гражданском деле (третейском разбирательстве), в котором стороной выступает ФГУП и рассматривается вопрос о заключении мирового соглашения, содержащего какой-либо из вышеперечисленных элементов, указанному Территориальному управлению до выражения позиции по делу в обязательном порядке надлежит проверять наличие согласования такой сделки с собственником имущества унитарного предприятия, в лице Росимущества либо ФОИВ, уполномоченного Постановлением N 739, и с учетом этого в обязательном порядке направлять отзыв по делу и (или) обеспечивать участие представителя с выражением правовой позиции по делу в ходе заседания суда, о чем информировать Росимущество.

При этом если такая сделка не была согласована Росимуществом или в случае если в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления N 739 Росимущество выразило ФОИВ отрицательную позицию в отношении совершения какой-либо из вышеперечисленных сделок, Территориальное управление обязано заявить возражения на утверждение такого мирового соглашения и проинформировать о выявленном факте нарушения законодательства отраслевое структурное подразделение центрального аппарата Росимущества, курирующее соответствующее унитарное предприятие в соответствии с приказом Росимущества от 24.04.2015 N 165.

Территориальным управлениям, обеспечивающим приватизацию ФГУП в соответствии с приказом Росимущества от 02.12.2013 N 368, поручается довести настоящее письмо до сведения соответствующих ФГУП, о чем проинформировать Управление.

И.В.АКСЕНОВ