См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 8 сентября 2017 г. N Исх-20543/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 12

В Российской Федерации продолжается развитие авиации общего назначения (далее - АОН), происходит рост количества зарегистрированных воздушных судов (далее - ВС), используемых в целях АОН. За первое полугодие 2017 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано 94 единичных экземпляра ВС (далее - ЕЭВС) АОН. Всего число зарегистрированных ЕЭВС достигло 2970 единиц.

Вместе с тем, зачастую, целью полетов пилотов легких и сверхлегких ВС АОН является получение необычных, острых ощущений, поиск границы возможностей как ВС, так и самого пилота, что неизменно приводит к выходу за эти границы и, как следствие, к катастрофическим последствиям - нанесению необратимого ущерба технике, жизни и здоровью граждан.

В первые дни сентября 2017 года произошло несколько авиационных событий с тяжелыми последствиями.

02.09.2017 на аэродроме Черное (г. Балашиха, Московская область) произошло авиационное происшествие (катастрофа) с самолетом Ан-2 RA-35171 частного лица.

По имеющейся информации, в д. Федурново г. Балашихи на территории аэропорта "Черное" (входит в состав АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ") проводилось празднование 70-летия со дня первого полета самолета Ан-2. По предварительным данным (докладу руководителя полетов аэродрома "Черное"), в 12.10 местного времени (09.10 UTC) самолет Ан-2 RA-35171 совершил взлет с целью выполнения демонстрационного (акробатического) полета. При выполнении элементов высшего пилотажа экипажем ВС было допущено снижение ВС ниже безопасной высоты. При выполнении энергичного маневра у земли произошло касание ВС левым крылом поверхности ВПП, после чего самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. В результате столкновения КВС и 2-й пилот погибли.

Предварительный анализ авиационного происшествия позволяет сделать вывод, что организация и выполнение демонстрационных (акробатических) полетов в рамках авиационного праздника были осуществлены с грубыми нарушениями требований Воздушного кодекса Российской Федерации и федеральных авиационных правил:

ВС Ан-2 RA-35171, выпущенное 13.12.1969, имело сертификат летной годности, срок действия которого истек 15.11.2012;

отметки в свидетельстве авиационного персонала о допуске к управлению ВС типа Ан-2 у обоих пилотов отсутствовали;

элементы высшего пилотажа выполнялись ВС, не предназначенным по своим летно-техническим характеристикам для выполнения таких полетов;

демонстрационные (акробатические) полеты ВС выполнялись ближе 200 м от мест скопления людей;

представленный план полета ВС подавался в оперативный орган ЕС ОрВД как на учебно-тренировочный полет.

02.09.2017 в 14.00 местного времени (09.00 UTC) в районе населенного пункта Туринская Слобода (Слободо-Туринский район, Свердловская область) произошло авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом ТР-301 RA-40462 ООО "Полемакс". ВС имеет действующий сертификат летной годности.

По имеющейся информации, при выполнении полета частным пилотом Ан-2 ООО АК "АМЕГА" (СЭ N АР-09-16-012) в простых метеоусловиях при заходе на посадку возникли проблемы с работой силовой установки. При выполнении вынужденной посадки произошло капотирование ВС. Носовая часть ВС повреждена. Пилот отказался от медицинской помощи и проведения скрининг-тестирования на наличие метаболитов психоактивных веществ. По имеющейся информации, отказ был связан с тем, что он находился в видимом измененном состоянии сознания. Полет выполнялся без представления плана и уведомления органов ОВД о выполнении полета.

Расследование вышеуказанных авиационных происшествий проводят комиссии Межгосударственного авиационного комитета с участием специалистов территориальных органов Росавиации.

02.09.2017 около 16.00 местного времени (13.00 UTC) на участке местности, расположенной вблизи поселка Щебачево (Ясногорский район, Тульская область), потерпел крушение сверхлегкий летательный аппарат аэрошют "SixChuter" (аэрошют или паралет - летательный аппарат, представляющий собой колесную тележку с мотором под парашютом) под управлением мужчины 1955 года рождения.

Полет выполнялся с несовершеннолетним ребенком (уроженка г. Москвы 2005 года рождения). По свидетельству очевидцев, в процессе полета из-за сильного ветра аэрошют начало болтать, затем аппарат столкнулся с земной поверхностью с последующим его возгоранием. 46-летний отец несовершеннолетней девочки, который в момент крушения наблюдал за полетом с земли, пытался вытащить ребенка и пилота из разрушенного аппарата. Вследствие последующего взрыва мужчина получил серьезные ожоги, несовершеннолетний ребенок и владелец аэрошюта от полученных травм скончались.

Аэрошют "SixChuter" в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не зарегистрирован.

Расследование авиационного происшествия проводится правоохранительными органами Российской Федерации.

По состоянию на 03.09.2017 с ВС АОН Российской Федерации с начала года произошло 17 (семнадцать) авиационных происшествий, в том числе 8 катастроф (6 - самолеты, 2 - вертолеты) с гибелью 17 человек (9 членов экипажей и 8 пассажиров) и 9 аварий. 7 ВС не имели на момент события сертификата летной годности.

Кроме того, за этот же период зарегистрировано 63 авиационных инцидента (25 - самолеты, 37 - вертолеты), в том числе 5 серьезных авиационных инцидентов.

По состоянию на 03.09.2017 с незарегистрированными воздушными судами в Российской Федерации произошло 12 авиационных происшествий: 7 катастроф с гибелью 8 человек и 5 аварий.

Анализ происшествий с ВС АОН показывает, что зачастую обладатели свидетельств частного пилота демонстрируют слабые знания в области законов и правил, касающихся выполнения функций обладателя свидетельства частного пилота, динамики полета и аэродинамики, общих знаний конструкции ВС применительно к соответствующему виду ВС, принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования, эксплуатационных ограничений соответствующего вида ВС и их силовых установок, эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа и другое.

Как следствие, большинство авиационных происшествий с ВС АОН связано с потерей управляемости ВС на этапах взлета, захода на посадку, либо при маневрировании.

Одной из причин авиационных событий с ВС АОН продолжает оставаться бравада в полете, граничащая с просто преступным отношением к своей жизни и жизни окружающих - это недопустимые маневры в полете на высоте и скорости ниже минимальной установленной, с креном и тангажом, превышающим эксплуатационные ограничения самолета, полеты в условиях погоды, к которым пилот не подготовлен, и другие опасные факторы.

Необходимо отметить, что в последние годы растет количество праздничных мероприятий, проводимых различными организациями, органами (администрациями) местного самоуправления, с привлечением легких и сверхлегких ВС АОН. Росавиацией и ее территориальными органами организаторам таких мероприятий оказывается всесторонняя методическая помощь, направленная на обеспечение безопасности полетов. Например, в 2016 и 2017 годах с участием Росавиации успешно проведен ряд праздничных мероприятий:

авиасалон "Авиарегион - 2016" и АэроТур "Золотое Кольцо - 2016" в аэропорту Ярославль (Туношна);

авиасалон "Авиарегион - 2016" в аэропорту Сыктывкар;

авиационное шоу "В гостях у ЮТэйр" на аэродроме "Плеханово" г. Тюмени;

авиационный праздник "Я выбираю небо" в г. Казани.

Вместе с тем некоторыми организаторами подобных мероприятий не уделяется должного внимания вопросам соблюдения всех требований воздушного законодательства Российской Федерации, направленных на безопасное выполнение полетов ВС гражданской авиации.

В целях обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов предлагаю:

1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:

1.1. До 15.09.2017 довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие ВС, старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров, центров по сертификации ЕЭВС.

1.2. Во исполнение пункта 2.4 решения заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения от 16.11.2015 N 12 привлекать к участию в ежеквартально проводимых кустовых совещаниях (семинарах) с эксплуатантами и владельцами ВС АОН представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) с целью пропаганды культуры безопасности полетов, соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, в том числе при проведении различного рода праздничных мероприятий с участием ВС АОН.

1.3. Направить в соответствующие органы администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обращения с предложением заблаговременно предоставлять информацию о запланированных в зоне ответственности территориального органа Росавиации праздничных мероприятиях с использованием гражданских ВС или их проведении на аэродромах, вертодромах, посадочных площадках гражданской авиации или аэродромах совместного базирования.

1.4. Принимать участие в согласовании программ проведения подобных мероприятий, исключив возможность привлечения к полетам пилотов и ВС в отсутствие свидетельства авиационного персонала, свидетельства о регистрации гражданского ВС, сертификата летной годности и полисов обязательного страхования ответственности, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации.

1.5. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие ВС, авиационных учебных центров, центров по сертификации ЕЭВС, эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ, владельцам ВС АОН:

1.5.1. Изучить с членами летных экипажей Окончательные отчеты по результатам расследования авиационных происшествий с самолетом Ан-2 RA-33462, ЕЭВС мотопланером "Бланик М" RA-1152G, ЕЭВС самолетом АКМ-5 RA-0536A и с ЕЭВС самолетом Элитар-202 RA-1286G;

1.5.2. Принять дополнительные меры по соблюдению членами летных экипажей требований пункта 1.17 приложения N 14 "Требования к состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и диспетчеров УВД на предполетном контроле и перед заступлением на дежурство" к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденным приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50, а также пунктов 2.5 и 3.3 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в части, касающейся запрета выполнения полета (дежурства) в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием любых психоактивных веществ;

1.5.3. Обратить внимание на административную и уголовную ответственность пилотов за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.

1.6. Во взаимодействии с территориальными подразделениями УГАН НОТБ Ространснадзора и правоохранительными органами принимать соответствующие меры реагирования по авиационным событиям и результатам инспекционного контроля деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

А.В.НЕРАДЬКО