См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 июня 2023 г. N 25-1/И/2-10980

Министерство здравоохранения Российской Федерации обращает внимание, что анализ лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - НСУ) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", показывает прямую зависимость уровня обеспеченности таких граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов от численности лиц, сохранивших право на такое обеспечение в натуральном виде.

По данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в ряде субъектов Российской Федерации численность граждан, имеющих право на НСУ и отказавшихся от их получения в натуральном виде, заменив на денежную компенсацию, составила 92 - 95% от общей численности граждан, включенных в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рост количества отказов граждан от НСУ в части получения льготных лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в пользу денежной компенсации создает риски нецелевого использования средств и приводит к увеличению нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом получение в полном объеме необходимой лекарственной терапии по онкологическим, сердечно-сосудистым и другим заболеваниями влияет на продолжительность жизни граждан, а также на уровень смертности.

Кроме того, своевременное оказание медицинской помощи в части льготного лекарственного обеспечения лицам, имеющим право на НСУ, позволит снизить нагрузку на скорую медицинскую помощь и медицинские организации с круглосуточным пребыванием.

Ранее Минздравом России (письмо от 16 августа 2022 г. N 25-1/И/2-13486) в адрес субъектов Российской Федерации направлялся возможный перечень мероприятий, направленных на сохранение права граждан на получение НСУ в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами, имеющими право на НСУ, в субъектах Российской Федерации позволит достичь результативности в увеличении числа граждан, сохранивших это право, и повысить поступления финансовых средств из федерального бюджета на эти цели.

В целях совершенствования системы лекарственного обеспечения принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания", предусматривающий в том числе расширение государственных гарантий граждан, имеющих право на НСУ, посредством представления возможности обеспечения их лекарственными препаратами в объеме не менее перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

С учетом изложенного Минздрав России направляет дополненный лучшими практиками перечень мероприятий, направленных на сохранение права граждан на получение НСУ в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов и просит провести на территории субъектов Российской Федерации информационно-разъяснительную работу с гражданами, имеющими право на НСУ, с учетом возможного перечня мероприятий (прилагается).

М.А.МУРАШКО

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ
ВОЗМОЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ ПРАВА
ГРАЖДАН НА НАБОР СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (НСУ) В ЧАСТИ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

N п/п
Место проведения мероприятия
Мероприятие
1.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Принятие актов субъектов Российской Федерации с участием заместителей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (заместителей руководителей высших исполнительных органов государственной власти) о создании межведомственной рабочей группы по организации и проведению мероприятий, направленных на сохранение гражданами набора социальных услуг (далее - НСУ) в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; назначение ответственных за реализацию мероприятий.
2. Утверждение целевых индикаторов, отражающих результативность данной компании (например: доля федеральных льготополучателей, которые должны остаться в программе по каждому муниципальному образованию).
3. Размещение информации, носящей социальный характер на тему НСУ, в территориальных отделениях Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ТО СФР) (брошюр/листовок/буклетов, показ видеосюжетов в залах ожидания). Организация проведения разъяснительной работы сотрудниками ТО СФР с гражданами.
4. Разработка памятки для лиц, уполномоченных распространять информацию среди граждан (в памятке прописать механизм восстановления права граждан на НСУ).
5. Встречи с представителями/главами администраций субъектов и обсуждение актуальных вопросов, касающихся НСУ.
6. Привлечение к разъяснительной работе профессиональных, пациентских, общественных организаций.
7. Организация наружной рекламы на территории субъектов Российской Федерации.
8. Мониторинг граждан, отказавшихся от НСУ (совместно с отделениями СФР).
9. Регулярная работа "горячей линии" (разъяснение преимуществ НСУ).
10. Размещение информации о расширении государственных гарантий граждан, имеющих право на НСУ, посредством предоставления возможности по обеспечению данных граждан лекарственными препаратами в объеме не менее перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
11. Размещение информации на тему "Сохранение права граждан на НСУ" на официальных сайтах, аккаунтах социальных сетей.
2.
Интернет-СМИ
1. Размещение информации (видеосюжеты, реклама социального характера, опросы/голосования) на официальных сайтах органов государственной власти (органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, ТО СФР, медицинские организации, аптечные организации, МСЭ, территориальные органы Росздравнадзора, ТФОМС и страховые медицинские организации).
2. Информационная реклама при подключении к единым городским сетям Wi-Fi, а также точки доступа Wi-Fi в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и медицинских организациях.
3.
Аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио)
1. Работа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению прямых линий на ТВ (с членами из межведомственной рабочей группы, по результатам деятельности. Информационно-просветительский вид социальной рекламы на тему сохранения НСУ).
2. Организация интервью с руководством медицинских организаций и внештатными специалистами на тему НСУ.
3. Показ соответствующих видеосюжетов на ТВ: социальной рекламы, сюжетов о льготных категориях граждан, сохранивших/восстановивших/отказавшихся от НСУ.
4.
Печатная пресса
1. Социальная реклама в различных печатных изданиях (реклама ценности, событий, мероприятий или программ, касающихся НСУ).
2. Публикации в печатных изданиях: интервью с гражданами, сохранившими/восстановившими/отказавшимися от НСУ.
5.
Аптечные организации
1. Трансляция видеосюжетов в холлах и залах аптек для посетителей на тему сохранения права граждан на НСУ в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
2. Организация витрины аптечных организаций на тему "Сохрани право на набор социальных услуг в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов".
3. Распространение среди посетителей и пациентов брошюр/листовок/буклетов, содержащих основную идею о сохранении НСУ в части лекарственного обеспечения, а также статьи о льготных категориях граждан, сохранивших, восстановивших и отказавшихся от НСУ.
6.
Медицинские организации
1. Трансляция видеосюжетов в приемно-информационной зоне учреждения (холл, зона/комната ожидания, зона регистратуры и т.п.) на тему сохранения права граждан на НСУ в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
2. Оформление регистратуры медицинской организации на тему сохранения права граждан на НСУ в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
3. Размещение на информационных/электронных стендах соответствующей информации в медицинской организации (при наличии).
4. Размещение информации на информационно-сенсорных терминалах для самозаписи.
5. Распространение среди посетителей и пациентов брошюр/листовок/буклетов, содержащих основную идею о сохранении НСУ в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а также статей о льготных категориях граждан, сохранивших, восстановивших и отказавшихся от НСУ, а также механизм восстановления права граждан на НСУ. Должно быть не менее 50 шт. брошюр/листовок/буклетов в наличии: около регистратуры, в кабинетах врачей, в приемном отделении, в кабинетах доврачебного приема.
6. Разъяснительная адресная работа участковой службы с пациентами о необходимости сохранения льготного лекарственного обеспечения в целях гарантирования постоянной поддерживающей лекарственной терапии.