См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ" МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 марта 2017 г. N АБ/04-01-379

Обращение по вопросу разъяснения права граждан, в состав семей которых входят граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное получение государственного жилищного сертификата рассмотрено.

Пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее соответственно - Правила, подпрограмма), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установлено, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 5 Правил, социальные выплаты для приобретения жилых помещений, удостоверяемые государственным жилищным сертификатом (далее соответственно - социальная выплата, сертификат), предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной нормой, устанавливающей право на предоставление жилых помещений вне очереди, является часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой таким правом обладают:

1) граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 указанной части);

2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса (пункт 3 указанной части).

Во исполнение пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса приняты два нормативных правовых акта, устанавливающих перечень таких заболеваний:

постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире";

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Так как пунктом 2 приказа Минздрава России установлено, что данный приказ вступает в силу после признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, при определении права на внеочередное обеспечение жильем в настоящее время необходимо руководствоваться указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Одним из вопросов, возникающим при определении права на внеочередное обеспечение жильем, в данном случае является возникновение данного права в случае, если заболевание имеется у члена семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

При рассмотрении указанной ситуации Верховным Судом Российской Федерации (определения судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 41-КГ16-14, от 15 ноября 2016 г. N 59-КГ16-23 и другие) отмечалось, что имеющий соответствующее заболевание член семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому обеспечение жильем данного гражданина и членов его семьи должно осуществляться в порядке общей очереди. При этом указывалось, что предоставление жилого помещения такой семье жилого помещения во внеочередном порядке будет противоречить положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по мнению ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России, гражданин - участник подпрограммы имеет право на внеочередное получение сертификата только в случае, если он сам страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.

Обращаем внимание, что ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России не наделено полномочиями официального толкования нормативных правовых актов. Настоящее письмо является позицией ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России и носит информативный характер.

И.о. генерального директора

А.Н.БАБАРИЦКИЙ