См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО

ПИСЬМО
от 18 мая 2017 г. N 06-517

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) с целью принятия дополнительных мер по обеспечению профессиональным образованием и обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью сообщает следующее.

Конвенцией о правах инвалидов определено, что инвалиды должны иметь доступ к профессиональному образованию в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе.

В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

В рамках исполнения пункта 9 Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2016 г. N 3467п-П8, Департамент проводит мониторинг по вопросу планируемого приема в профессиональные образовательные организации на программы среднего профессионального образования и профессионального обучения профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - мониторинг).

Также с целью организации работы в субъектах Российской Федерации по приему на обучение в профессиональные образовательные организации лиц с ОВЗ и инвалидностью направляем методические рекомендации о Порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Просим организовать работу в указанном направлении деятельности.

Сведения мониторинга необходимо заполнить на сайте Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) https://miccedu.ru в выделенных "рабочих кабинетах" в разделе "Среднее профессиональное образование".

Коды доступа ("Имя" и "Пароль") для работы в "рабочем кабинете" остаются прежними.

Приложение 1 в формате PDF необходимо прикрепить до 25 мая 2017 г. в рабочем кабинете, в окне сбора данных.

Врио директора Департамента
И.А.ЧЕРНОСКУТОВА

Приложение 1

___________________________________________________________________________
               (наименование субъекта Российской Федерации)

             Мониторинг планируемого приема в профессиональные
             образовательные организации на программы среднего
        профессионального образования и профессионального обучения
         профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ
        и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным
                  основным общеобразовательным программам

                                                                    Таблица

N строки
В 9 классе <*>
Планируют продолжить обучение в 10 классе
Численность обучающихся 9 классов, планирующих продолжить обучение по программам
профессионального обучения
профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразовательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
подготовки специалистов среднего звена
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04)
01
Из них (из стр. 01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
02
Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
03
Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
04
x
x
x
x
x
x
                                                        Продолжение таблицы
N строки
В 11 (12) классах <*>
Численность обучающихся 11 (12) классов, планирующих продолжить обучение по программам
профессионального обучения
профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразовательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
подготовки специалистов среднего звена
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды (инвалиды)
из них дети-инвалиды (инвалиды)
1
2
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04)
01
Из них (из стр. 01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
02
Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
03
Из них (из стр. 01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
04
x
x
x
x
x
x
    --------------------------------
    <*>  Контингент  инвалидов  и  лиц с ОВЗ в организациях, осуществляющих
подготовку по программам общего образования (форма ФСН N ОО-1, на 1 октября
2016 г.) в 9 и 11 (12) классах, по трем категориям.

Руководитель _________________________________ ___________ ________________
               (органа государственной власти   (подпись)     (Ф.И.О.)
              субъекта РФ или уполномоченного
                    органа субъекта РФ
                   в сфере образования)

М.П.

Исполнитель ___________________ Тел. ___________ Эл. почта ________________
                  (Ф.И.О.)

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ОБУЧЕНИЕ
ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью на получение среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г. N 1309;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Директора департамента государственной политики в сфере рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;

Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.

1.2. Получение лицами с ОВЗ и инвалидностью профессионального образования и профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1.3. При организации и осуществлении эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти в сферах образования, труда и занятости населения, социальной защиты населения, органов муниципальной власти, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, и работодателей.

1.4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с участием органов муниципального образования рекомендуется осуществлять мониторинг, направленный на выявление количества выпускников с ОВЗ, в том числе обучавшихся по основным адаптированным общеобразовательным программам образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, с целью прогнозирования количества потенциальных абитуриентов образовательных организаций профессионального образования в субъекте Российской Федерации в текущем году.

1.5. Формирование объемов государственного задания на реализацию программ профессионального обучения проводится с учетом данных мониторинга, направленного на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа лиц с ОВЗ, желающих поступать на обучение в профессиональные образовательные организации и потребностей органов муниципального образования, региональных рынков труда.

2. Используемые термины, определения, сокращения

Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Базовая профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданная в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индивидуальная программа реабилитации, абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (далее - ИПРА).

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональное самоопределение - многомерный, многоэтапный, многоступенчатый и динамичный процесс. При этом подчеркивается, что профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, а продолжается в течение всей активной трудовой деятельности человека и подготовки к ней.

Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3. Сопровождение абитуриентов
из числа лиц с инвалидностью и с ОВЗ на этапе поступления
в профессиональную образовательную организацию

3.1. В базовых профессиональных образовательных организациях создаются региональные центры сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью (далее - региональные центры сопровождения).

3.2. Региональные центры сопровождения организуют и координируют взаимодействие и информирование всех образовательных организаций субъекта Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, по вопросам осуществления приема на обучение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ в течение всего периода приемной кампании, в том числе могут проводить:

работу по профдиагностике и профконсультированию потенциальных абитуриентов с целью прогнозирования вариантов их профессионального образования/профессионального обучения;

информационные мероприятия (семинары, вебинары) для сотрудников приемных комиссий профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации по вопросам приема, сопровождения абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью;

консультативно-разъяснительную работу с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также с их родителями (законными представителями), направленную на выбор специальности/профессии, соответствующей рекомендациям ПМПК или ИПРА, в том числе (при необходимости) в изменении маршрута профессиональной реабилитации в соответствии с личностными способностями, пригодностью к той или иной профессии и потребностью работодателей предприятий и организаций субъекта Российской Федерации.

3.3. Региональные центры сопровождения должны быть обеспечены полной актуализированной информацией обо всех образовательных организациях субъекта Российской Федерации, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, включая информацию:

о реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;

об образовательных программах, реализуемых с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

об условиях доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.

3.4. К работе в региональных центрах сопровождения при необходимости привлекаются специалисты: психологи (педагог-психолог, специальный психолог), социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения (специалисты по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, инженеры для обслуживания электроакустической аппаратуры), сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики, олигофренопедагоги.

3.5. В региональных центрах сопровождения и приемных комиссиях образовательных организаций рекомендуется организовать работу "горячей линии" в период приемной кампании для оперативного консультирования потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, а также их родителей (законных представителей) по вопросам выбора направления обучения и приема в профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации.

3.6. Руководители образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам, должны быть проинформированы о деятельности региональных центров сопровождения и при необходимости взаимодействовать с ними.

4. Особенности работы приемной комиссии
образовательной организации

4.1. В приемной комиссии образовательной организации, осуществляющей прием граждан по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, должен быть определен специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию.

Сопровождение абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью включает в том числе ориентирование на освоение сходных профессиональных образовательных программ в данной или других профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (в случаях наличия рисков непоступления).

Сведения о данном абитуриенте с его письменного согласия могут передаваться в региональный центр сопровождения для продолжения работы по определению его в профессиональную образовательную организацию.

4.2. Информация об указанном специалисте и контактные данные должны быть предоставлены в региональный центр сопровождения для осуществления эффективного и оперативного взаимодействия.

4.3. При необходимости профессиональной образовательной организации рекомендуется организовывать работу выездных приемных комиссий для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

4.4. При первичном обращении в приемную комиссию абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также их родители, законные представители получают:

информацию о возможности и условиях инклюзивного профессионального образования в данной профессиональной образовательной организации для конкретного абитуриента;

консультацию на основании ИПРА и (или) ПМПК по определению круга специальностей или профессий, которые могут быть освоены поступающим в данной профессиональной образовательной организации и других профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации с учетом балла аттестата или результатов государственной итоговой аттестации;

информацию о льготах, перечне необходимых документов, условиях и порядке поступления в профессиональную образовательную организацию поступающих;

рекомендации по перенаправлению документов в другие профессиональные образовательные организации субъекта Российской Федерации (при условии невозможности поступления на конкретные специальности или профессии в данной профессиональной образовательной организации).