См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 августа 2018 г. N 02-05-11/56735

В целях обеспечения единообразного применения классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации направляет информацию об изменениях и особенностях ее применения с 2019 года.

А.М.ЛАВРОВ

Приложение
к письму Минфина России
от 10.08.2018 N 02-05-11/56735

ИЗМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ С 2019 ГОДА

1. Организационная часть

8 июня 2018 года Министерством финансов Российской Федерации утвержден приказ N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" <1> (далее - Приказ, Порядок N 132н).

--------------------------------

<1> В настоящее время находится на государственной регистрации в Минюсте России.

Пунктом 2 Приказа установлено, что Порядок N 132н применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов).

В связи с изданием Порядка N 132н с 1 января 2019 года приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (Указания N 65н) будет признан утратившим силу.

Решение об отмене Указаний N 65н и издании нового приказа, регламентирующего порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, связано с обособлением Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, который утвержден отдельным приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н), и неактуальностью наличия в приказе приложения, увязывающего виды расходов классификации расходов бюджетов со статьями (подстатьями) классификации операций сектора государственного управления.

Одновременно с Порядком N 132н Министерством финансов Российской Федерации разработаны таблицы по изменениям бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе применяющиеся при составлении проектов бюджетов на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов):

- Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации";

- Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов на 2019 год;

- Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года;

- Сопоставительная таблица порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (2018 г.), и порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (2019 г.);

- иные сопоставительные и переходные таблицы.

Порядок N 132н, Порядок N 209н, а также вышеуказанные таблицы, размещены на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации" (подразделы "Бюджетная классификация Российской Федерации" и "Методический кабинет").

2. Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов

2.1. Изменения разделов и подразделов

Порядком N 132н предусмотрено изменение описания подраздела 1004 "Охрана семьи и детства", которое представлено в следующем виде:

"По подразделу 1004 "Охрана семьи и детства" подлежат отражению, в том числе расходы на:

- социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;

- предоставление мер социальной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей (включая государственные пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан", пособия по опеке и попечительству, выплату единовременного денежного поощрения при награждении орденом "Родительская слава", выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

- перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений;

- предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений".

2.2. Особенности применения разделов и подразделов

Бюджетные ассигнования подлежат распределению по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями пункта 17 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Порядка N 132н, с учетом Таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 17.1 Порядка на 2019 год отнесение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов осуществляется с учетом особенностей, в числе которых:

- отнесение расходов на бюджетные инвестиции в объекты строительства, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, а также на приобретение объектов государственной собственности Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью;

- отнесение расходов на осуществление главным распорядителем централизованных закупок товаров в целях:

обеспечения нужд государственного (муниципального) органа, в том числе в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций с учетом территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений, на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного (муниципального) органа;

обеспечения нужд территориальных органов и (или) подведомственных государственному (муниципальному) органу государственных (муниципальных) учреждений на отраслевые (функциональные) разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов, соответствующие выполняемым данными органами, учреждениями функциям;

- отнесение расходов на выплаты уволенным государственным гражданским служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации на разделы и подразделы, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования организации - работодателя (нанимателя);

- отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, осуществляется по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). При реализации учреждением (в том числе его структурными подразделениями) различных функций (услуг, относящихся к отдельным функциям) (например, в сфере высшего образования и оказания стационарной медицинской помощи населению) расходы на обеспечение деятельности (функций) указанного учреждения (его подразделений) отражаются по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

- расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) в части затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), и затрат на содержание имущества учреждения, не учитываемых при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг (нормативных затрат (затрат) на выполнение работ) в соответствии с государственным заданием, которые не представляется возможным отнести к деятельности учреждения, связанной с оказанием конкретных государственных услуг (выполнением конкретных работ) в соответствии с государственным заданием, следует отражать в рамках того подраздела бюджетной классификации, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение оказания конкретной государственной услуги (выполнения конкретной работы) в соответствии с государственным заданием в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения им государственного задания;

- расходы на общехозяйственные нужды казенного учреждения, в отношении которого не принято решение о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, которые не представляется возможным отнести к конкретной функции учреждения, либо структурного подразделения, оказывающего функционально различные виды услуг (заработная плата административно-хозяйственного персонала (руководителя, бухгалтеров и т.п.), коммунальные услуги, в случае если указанные подразделения обеспечиваются ими с использованием единых приборов учета, а также иные аналогичные (с точки зрения охвата обособленных функций), следует отражать по тому подразделу, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования такого учреждения (либо наибольший объем бюджетных ассигнований на оплату труда);

- расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на иную цель на оказание услуг (выполнение работ) различной отраслевой (функциональной) направленности указанными учреждениями осуществляется по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых функций (услуг).

В целях корректного применения разделов и подразделов классификации расходов бюджетов при отражении бюджетных ассигнований на образовательные мероприятия необходимо учитывать следующее.

Пунктом 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон N 273-ФЗ) определено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

При этом в пунктах 4 и 5 статьи 76 Закона N 273-ФЗ определены направления дополнительных профессиональных программ, а именно:

- программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

- программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, согласно пункту 15 статьи 76 Закона N 273-ФЗ выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При этом решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования могут содержать дополнительные критерии принадлежности к мероприятиям по повышению квалификации

Например, таким критерием на федеральном уровне, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации" является срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих, который не может быть менее 16 часов.

Таким образом, бюджетные ассигнования на образовательные мероприятия отражаются по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" только при соблюдении следующих условий:

- обучение проводится организациями дополнительного профессионального образования;

- повышение квалификации осуществляется по соответствующим программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке;

- и иных дополнительных (устанавливающих, например почасовые нормы).

При отсутствии у образовательного мероприятия совокупности этих условий для применения подраздела 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" нет оснований.

Бюджетные ассигнования на мероприятия по обучению, осуществляемые в рамках выполнения функций государственного (муниципального) органа, не относящиеся к программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, следует отразить в рамках подраздела, по которому отражаются бюджетные ассигнования на обеспечение его функционирования.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению разделов и подразделов при распределении бюджетных ассигнований на образовательные мероприятия вышеуказанные критерии их применения следует распространить на подведомственные государственному (муниципальному) органу казенные учреждения.

3. Виды расходов

Бюджетные ассигнования подлежат распределению по соответствующим видам расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями пунктов 47 - 51 Порядка N 132н год, с учетом Сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов на 2019 год, а также Таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

3.1. Изменения видов расходов

Порядком на 2019 год предусмотрены следующие изменения видов расходов классификации расходов бюджетов:

Сопоставление видов расходов
2018
2019
632 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления
632 Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению
633 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления
633 Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению
634 Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)
634 Гранты иным некоммерческим организациям
812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления
812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению
813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления
813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению
814 Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
814 Гранты юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям

3.2. Особенности применения видов расходов

3.2.1. Бюджетные ассигнования на закупку товаров,
работ (услуг)

1) По элементам видов расходов подгруппы 210 "Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества" отражаются бюджетные ассигнования за закупку товаров, работ и услуг, перечень которых определяется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

2) Бюджетные ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с положениями главы 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от сферы (области, тематики и цели) проведения работ - по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы".

3) Бюджетные ассигнования на оказание услуг по проведению экспертизы по проверке предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям государственного контракта, независимо от сферы и цели его заключения, следует отражать по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

3.2.2. Иные особенности применения видов расходов

1) Порядком N 132н предусмотрено, что по виду расходов 523 "Консолидированные субсидии" подлежат отражению расходы на предоставление бюджетам бюджетной системы Российской Федерации консолидированных субсидий, в том числе консолидированных субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), предусматривающих расходы на комплекс мероприятий, включающих как мероприятия по капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности, так и мероприятия, не относящиеся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Таким образом, бюджетные ассигнования на предоставление из бюджетов бюджетной системы субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности" - в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

523 "Консолидированные субсидии" - в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих, в том числе, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

При этом отражение расходов на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности вместе с софинансированием мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности, по виду расходов 521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности" недопустимо;

2) Перечисление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" оператору установленной указанным постановлением платы отражается по виду расходов 853 "Уплата иных платежей";

3) Обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за пределами территории Российской Федерации, в иностранной валюте (налоги и сборы, уплачиваемые в бюджетную систему страны пребывания (иностранного государства) отражается по виду расходов 853 "Уплата иных платежей";

4) Согласно Порядку на 2019 год по виду расходов 870 "Резервные средства" отражаются бюджетные ассигнования, подлежащие перераспределению в ходе исполнения бюджетов на соответствующие группы, подгруппы и элементы. Таким образом, осуществление кассовых расходов за счет зарезервированных по указанному виду расходов бюджетных ассигнований не допускается.

5) При применении вида расходов 880 "Специальные расходы" необходимо учитывать требования Порядка 132н, согласно которому по данной подгруппе отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные на реализацию отдельных мероприятий, распределение которых по соответствующим группам, подгруппам и элементам не представляется возможным в силу специфики соответствующих расходных обязательств бюджетов.

4. Актуализация методических материалов

Распределение бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов (разделам, подразделам и видам расходов) следует осуществлять с учетом таблиц, размещенных на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации", подразделе "Методический кабинет", применяемых при составлении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов).

Внесение в таблицы изменений осуществляется Департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, в том числе на основании обоснованных предложений финансовых органов субъектов Российской Федерации. Указанные предложения должны содержать:

- наименование расходного полномочия субъекта Российской Федерации, в рамках которого осуществляются расходы на соответствующие цели;

- нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства;

- обоснование позиции необходимости внесении изменений в соответствующую таблицу.