См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 февраля 2024 г. N 02-06-06/8367

ОБ ОТРАЖЕНИИ
В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО БЮДЖЕТНЫМ КРЕДИТАМ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами об отражении в бюджетном учете процентов по долговому обязательству - бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета сообщает.

В соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), бухгалтерская (финансовая) отчетность, если в пояснениях к ней не указано иное, формируется на основании принципов (допущений), в частности, допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни.

При этом в соответствии с пунктом 78 СГС "Концептуальные основы" допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).

Согласно пункту 7 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 182н (далее - СГС "Затраты по заимствованиям"), затраты по заимствованиям признаются в составе расходов текущего периода ежемесячно в течение срока заимствования исходя из принципа равномерности признания доходов и расходов, допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни и с учетом условий заимствования.

Нормы, регулирующие бюджетные правоотношения в части получения (предоставления) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, установлены статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

В соответствии с положениями указанной статьи Бюджетного кодекса предоставление бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) осуществляется на основании договора, форма и порядок заключения которого утверждены приказом Минфина России от 6 октября 2020 г. N 231н "О порядке заключения и форме договора о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета" (далее - Приказ N 231н).

Пунктом 4.2 приложения N 2 к Приказу N 231 определено, что заемщик (уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) уплачивает территориальному органу Федерального казначейства (Управлению) начисленные на сумму кредита проценты в размере, установленном дополнительным соглашением к договору, являющегося неотъемлемой частью договора (далее - Дополнительное соглашение N 1), в день возврата кредита, установленный Дополнительным соглашением N 1.

Согласно статье 93.2 Бюджетного кодекса к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом.

Статьями 809, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что проценты за пользование кредитом выплачиваются ежемесячно до дня возврата кредита при отсутствии иного соглашения (если иное не вытекает из существа кредитного договора).

При этом следует учитывать положения пункта 6 СГС "Затраты по заимствованиям", предусматривающие признание в бухгалтерском учете затрат по заимствованиям одновременно с признанием соответствующих им обязательств.

Учитывая изложенное, суммы начисленных процентов по долговым обязательствам отражаются на соответствующем счете аналитического учета счета 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" на дату принятия соответствующих денежных обязательств по их уплате.

Начисленные суммы процентов по предоставленным бюджетным кредитам в соответствии с подпунктом "г" пункта 19 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2020 г. N 255н, относятся к взаимосвязанным показателям и подлежат исключению одновременно с показателями доходов от предоставления бюджетных кредитов, займов при составлении консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами отчетности, входящими в периметр консолидации.

При этом доходы от предоставления бюджетных кредитов, займов, относящиеся к доходам от собственности, согласно пункту 44 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. N 32н, признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода в оценке, предусмотренной условиями договоров (контрактов, соглашений).

Учитывая изложенное и положения пункта 100 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, сумма начисленных процентов по долговым обязательствам отражается в бюджетном учете по дебету счета (1 - 17 КРБ) 140120231 "Расходы на обслуживание внутреннего долга" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета (1 - 17 КРБ) 130100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" в момент возникновения обязательства по уплате таких процентов в сумме, определяемой в соответствии с условиями соглашения о предоставлении бюджетного кредита (заимствований), с одновременным отражением принятых денежных обязательств на соответствующих счетах аналитического учета счетов 050000000 "Санкционирование расходов".

Аналогичная позиция ранее была доведена письмом Минфина России от 30 декабря 2021 г. N 02-06-07/108267.

Положениями части 41 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" предусмотрено предоставление в 2023 году Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) (далее - Кредиты в целях опережающего финансирования), при условии возврата таких кредитов не позднее 30 апреля очередного финансового года (не позднее 30 апреля 2024 года).

При признании в бюджетном учете процентных расходов по Кредиту в целях опережающего финансирования следует руководствоваться вышеуказанными положениями настоящего письма.

А.М.ЛАВРОВ