См. Документы Федерального казначейства

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 21 декабря 2016 г. N 07-04-05/06-987

О НАПРАВЛЕНИИ
ОБЗОРА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТДЕЛОВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА

Федеральное казначейство направляет в приложении обзор проблемных вопросов, возникающих в деятельности отделов внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства.

Р.Е.АРТЮХИН

Приложение
к письму Федерального казначейства
от "__" _______ 2016 г. N ____

ОБЗОР
ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

N N п/п
Вопрос (в редакции территориального органа Федерального казначейства)
Позиция УВК(А)иОЭД
Вопросы, возникающие при осуществлении территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии со Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемыми контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденными приказом Федерального казначейства от 31 марта 2016 г. N 73 (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 12 июля 2016 г. N 253) (далее - Стандарты)
1
В соответствии с требованиями Стандарта N 5 в целях составления Плана контрольно-аудиторское подразделение территориального органа Федерального казначейства обязано провести предварительный анализ данных об объектах проверки.
Следует ли результаты предварительного анализа оформлять документально?
В соответствии с требованиями пункта 1.5 раздела III Стандарта N 5 Стандартов контрольно-аудиторское подразделение ТОФК, ФКУ "ЦОКР" обязано проводить предварительный анализ данных об объектах проверки, в том числе о результатах осуществления внутреннего контроля за период, подлежащий проверке, а также о результатах проведения в отношении объектов проверки контрольных мероприятий контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации (далее - предварительный анализ). По результатам проведения предварительного анализа контрольно-аудиторским подразделением осуществляется формирование годового плана внутреннего контроля и внутреннего аудита на очередной календарный год (далее - План).
Таким образом, результаты предварительного анализа оформлять иными документами не надо.
2
Имеет ли право руководитель ТОФК принять решение об изменении Плана проверок на очередной год путем исключения проверки из Плана, утвержденного не позднее 1 июля года, предшествующего очередному году, при наличии объективных причин, возникших с момента его утверждения (изменение кадрового состава ОВКиА, наделение ОВКиА новыми функциями и т.п.), при условии соблюдения требований Стандартов о периодичности проведения проверок?
В соответствии с пунктом 1.9 раздела III Стандарта N 5 Стандартов изменения в План вносятся на основании решения руководителя ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (иного уполномоченного лица) об изменении информации, подлежащей отображению в Плане, в том числе в связи с изменением перечня объектов проверки, путем утверждения новой редакции указанного документа.
Учитывая изложенное, при наличии объективных причин внесение изменений в План, в том числе путем исключения проверки из Плана, возможно при условии соблюдения требования о периодичности проведения проверок, установленного пунктом 1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов.
3
Можно включать проверяемый период в "(проверяемое направление деятельности объекта(ов) проверки (вопросы Программы проверки)" (для формы "Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки"), в "тему проверки" (для формы "Акт проверки") или необходимость указывать в данных формах проверяемый период отсутствует?
В формах документов "Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки" (приложение N 23 к Стандартам) (далее - Справка) и "Акт проверки" (приложение N 25 к Стандартам) (далее - Акт) предусмотрена строка: "в соответствии с Программой проверки_____", в которой в соответствии с требованиями Стандартов должны указываться реквизиты программы проверки.
К реквизитам программы проверки относятся ее наименование (заголовочная часть) и дата утверждения.
Согласно пункту 2.3.2 раздела III Стандарта N 5 Стандартов заголовочная часть программы проверки должна содержать указание на полное наименование объекта проверки и проверяемый период.
Таким образом, Стандартом N 5 установлено требование по указанию проверяемого периода в Справке и Акте по строке, предусматривающей указание реквизитов программы проверки.
4
При наступлении события - предоставление документов или направление Запроса-требования, необходимо ли проставить подпись, дату и время в отметке в гр. 3 формы Запрос-требования?
В соответствии с пунктом 3.2.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов при проведении проверки руководителем контрольно-аудиторской группы (ответственным работником), членом контрольно-аудиторской группы в рамках возложенных полномочий направляется (при необходимости) руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) запрос-требование на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам по форме согласно приложению N 22 к Стандартам (далее - Запрос-требование).
Указаниями по заполнению формы "Запрос-требование на представление документов" (приложение N 22 к Стандартам) установлены обязательные к исполнению требования по заполнению данной формы, а именно:
в графе 3 формы проставляются подпись члена контрольно-аудиторской группы; дата, время направления запроса-требования на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам (пункт 5 данных Указаний);
в графе 4 формы проставляются подпись уполномоченного лица объекта проверки, представившего документы; дата, время представления документов (пункт 6 данных Указаний).
Учитывая изложенное, выполнение установленных требований Стандартов является обязательным.
5
Факт невыполнения объектом проверки предложений (рекомендаций), сформулированных по результатам предыдущих проверок, необходимо отражать в Справке в виде информации или оформить как нарушение (недостаток)?
Пунктом 4.1.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлено, что для подтверждения нарушений (недостатков), выявленных в ходе проверки, необходимо приложить к Справке копии соответствующих заверенных документов, и (или) справочные (аналитические) таблицы, подписанные членами контрольно-аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности (вопросу Программы проверки), и, при необходимости, уполномоченными должностными лицами объекта проверки.
В соответствии с пунктом 6.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета о результатах проверки (далее - Отчет), протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР" руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом), назначившим проверку, в адрес объекта проверки направляется информационное письмо, содержащее сведения о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) (далее - Указание).
Учитывая изложенное, в случае невыполнения объектом проверки предложений (рекомендаций), содержащихся в Указании, указанный факт отражается в Справке в виде нарушения (недостатка).
6
Следует ли включать в Указания объекту проверки информацию и рекомендации о необходимости устранения нарушений (недостатков), допущенных не объектом проверки, и правильным ли будет направление Указаний о необходимости устранения нарушений (недостатков) структурному подразделению (не объекту проверки), которым фактически были допущены эти нарушения, с последующей организацией контроля за их устранением?
Пунктами 4.1.3, 4.2.6, 5.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов предусмотрена возможность отражения в Справке, Акте и Отчете информации о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки.
В соответствии с пунктом 6.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР") руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом), назначившего проверку, в адрес объекта проверки направляется Указание.
Пунктом 6.5 раздела III Стандарта N 5 Стандартов определены требования к содержанию Указания. В соответствии с данными требованиями информация, которая должна содержаться в Указании, касается исключительно объекта проверки.
Таким образом, в Указание, направленное руководителем ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в адрес объекта проверки, не включается информация о нарушениях (недостатках), допущенных не объектом проверки.
7
Каков дальнейший механизм реализации выявленных при осуществлении контрольного мероприятия в объекте проверки нарушений и недостатков, допущенных не объектом проверки и отраженных в пункте 8 Отчета о результатах проверки (приложение N 26 к Стандартам)?
В соответствии с пунктом 5.12 раздела V Стандарта N 6 Стандартов протокол заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР" должен содержать, в частности, перечень нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки, в отношении которых Контрольным советом ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (далее - Контрольный совет) принято решение о включении в протокол заседания Контрольного совета, а также решения Контрольного совета по поручениям должностным лицам и структурным подразделениям ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Таким образом, в случае рассмотрения на заседании Контрольного совета информации по выявленным при осуществлении проверки объекта проверки нарушений, допущенных не объектом проверки, протокол заседания Контрольного совета должен содержать соответствующие решения, в том числе предложения по поручениям должностным лицам структурных подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР", допустивших указанные нарушения.
Решения в отношении таких должностных лиц, содержащиеся в протоколе заседания Контрольного совета, доводятся до должностных лиц структурных подразделений, не являющихся объектами проверки, для исполнения в установленном в ТОФК, ФКУ "ЦОКР" порядке.
8
Каким образом информацию о нарушениях, выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенные не объектом проверки, отражать в ППО AudPan по соответствующей проверке, если при разнесении результатов проверки указывается конкретный приказ на проверку и конкретное структурное подразделение, проверяемое в соответствии с данным приказом? Можно ли добавить произвольно то структурное подразделение, которое в данном случае не является объектом проверки, но по которому выявлены нарушения и зафиксированы в Справке, Акте, Отчете в соответствии с вышеуказанными пунктами?
Отчетность о работе контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" ежеквартально представляется в Федеральное казначейство по формам отчетности, установленным приказом Федерального казначейства от 3 октября 2013 г. N 224 "Об установлении форм и сроков представления отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений территориальных органов Федерального казначейства" (далее - приказ Федерального казначейства N 224).
Порядком заполнения установленных форм отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений территориальных органов Федерального казначейства (приложение N 4 к приказу Федерального казначейства N 224) не предусмотрено включение в Отчет о проведенных мероприятиях внутреннего контроля (аудита) (ф. 0531501) и в Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях Федерального казначейства (ф. 0531503) информации о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки.
Соответственно в ППО AudPan не представляется возможным добавление информации о структурном подразделении, которое не является объектом проверки, но по которому выявлены нарушения и зафиксированы в Справке, Акте, Отчете.
9
Какими критериями следует руководствоваться при указании сведений о значимых казначейских рисках, учитывая количественное измерение значимости риска указанное в Классификаторе внутренних рисков?
В соответствии с пунктами 4.1.3, 4.2.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в Справке и в Акте излагается информация о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных), а также предложения и рекомендации по принятию мер по их минимизации.
Приказами Федерального казначейства от 28 декабря 2015 г. N 376, N 380 утверждены классификаторы внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства (далее - Классификатор(ы) рисков), действующие с 1 января 2016 года.
Классификаторы рисков содержат информацию о значимости (0,5; 0,8; 1,0 единиц) каждого внутреннего (операционного) казначейского риска. Указанная в Классификаторах рисков информация о внутренних (операционных) казначейских рисках должна быть использована ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при самостоятельном формировании информации о значимых казначейских рисках в процессе составления Справки, Акта.
10
Будет ли являться нарушением, если руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) ознакомится со Справкой ранее указанного пунктом 4.1.4 раздела III Стандарта N 5 времени?
В соответствии с пунктом 4.1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов Справка передается для ознакомления под роспись руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) на срок, установленный руководителем контрольно-аудиторской группы, но не менее чем на 5 часов (в пределах рабочего времени).
Если руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) было предоставлено не менее 5 часов (в пределах рабочего времени) для ознакомления со Справкой, при этом фактически время ознакомления составило менее 5 часов, то данный факт не может являться нарушением вышеуказанных требований Стандарта N 5 Стандартов.
11
Необходимо ли направлять Справку руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС, если проверка проводится по нескольким направлениям деятельности сотрудниками ОВКиА, находящимися территориально в одном здании, или же достаточно передать ее на бумажном носителе?
В соответствии с пунктом 4.1.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки, либо комбинированной проверки (если камеральный этап проверки следует за выездным), скан-копия Справки, подписанной членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за ее оформление, передается руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
Согласно пункту 4.1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки объекта проверки, находящегося с членами контрольно-аудиторской группы в одном здании (в шаговой доступности), подписание и представление материалов проверки осуществляется в порядке, предусмотренном для выездной проверки.
Учитывая изложенное, в случае нахождения при осуществлении контрольного мероприятия членов контрольно-аудиторской группы в одном здании (в шаговой доступности), передача Справки членами контрольно-аудиторской группы руководителю контрольно-аудиторской группы может осуществляться на бумажном носителе.
12
Каким образом члены контрольно-аудиторской группы должны визировать Акт? Подразумевается визирование как подписание документа или, в соответствии с требованиями пункта 3.2.14 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. N 206, визы проставляются на оборотной стороне последнего листа документа?
Как оформить визирование Акта проверки членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, если в приложении N 25 не предусмотрено визирование членами контрольно-аудиторской группы?
В соответствии с пунктом 4.2.10 раздела III Стандарта N 5 Стандартов каждый экземпляр Акта подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы (ответственным работником), при этом в случае, если руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы.
Визирование Акта осуществляется с соблюдением требований пункта 3.2.14 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. N 206, с проставлением всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, своей подписи с ее расшифровкой (инициалы, фамилия) и наименования замещаемой должности.
13
В соответствии с требованиями подпункта 4.2.10 пункта 4.2 "Оформление акта проверки" подраздела 4 "Оформление результатов проверки" раздела III Стандарта N 5 в случае, если руководителем контрольно-аудиторской группы при проведении выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным) принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы.
Следует ли из вышесказанного, что в приказе о назначении проверки окончание срока проверки для всех участников контрольно-аудиторской группы должно быть единым?
Согласно пункту 4.2.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов сроком проведения проверки, указанным в Акте, является период с даты начала проведения проверки по дату окончания проверки включительно в соответствии с приказом о назначении проверки.
Учитывая изложенное, срок проведения проверки является единым для всех его участников.
В том случае, если привлечение к проверке отдельных участников контрольно-аудиторской группы планируется на срок менее срока проведения проверки, в приказе о назначении проверки допускается указание сроков проведения проверки по отдельным вопросам программы проверки, продолжительность которых меньше срока, установленного для проведения проверки в целом.
14
Должно ли Указание содержать предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки?
В соответствии с пунктом 6.1 раздела III Стандарта N 5 Стандартов результаты проверки содержатся:
в Отчете (в случае принятия решения об отсутствии необходимости рассмотрения материалов проверки Контрольным советом ТОФК, ФК "ЦОКР");
в протоколе заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (в случае принятия решения о необходимости рассмотрения материалов проверки Контрольным советом ТОФК, ФКУ "ЦОКР").
В соответствии с пунктом 5.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в Отчет должны быть включены предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки.
Согласно пункту 6.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР") руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом), назначившего проверку, в адрес объекта проверки направляется Указание.
В этой связи Указание должно содержать предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки в случае наличия таких предложений и рекомендаций в Отчете или протоколе заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
15
В случае принятия решения руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), назначившим проверку, по результатам рассмотрения Отчета о результатах проверки, о необходимости рассмотрения результатов проверки на заседании Контрольного совета ТОФК, в какой срок следует направлять объекту проверки Указание и с какого события исчислять срок?
Пунктом 6.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлено, что Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты принятия руководителем ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом) решения, предусмотренного пунктом 6.3 Стандарта N 5.
Пунктом 6.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлен перечень решений, которые руководитель ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (иное уполномоченное лицо) (далее - Руководитель) вправе принять по результатам рассмотрения Отчета, в том числе решения о необходимости рассмотрения результатов проверки на заседании Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
В этой связи:
1. В случае принятия Руководителем решения без рассмотрения материалов проверки на заседании Контрольного совета Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты принятия Руководителем такого решения;
2. В случае принятия Руководителем решения о рассмотрении материалов проверки на заседании Контрольного совета Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
16
Целесообразно ли отделу внутреннего контроля и аудита Управления планировать и осуществлять контрольные и аудиторские мероприятия в отношении функциональной деятельности структурных подразделений, осуществляющих функции внутреннего государственного финансового контроля? Если проведение проверок целесообразно, то обязательно ли включение контрольных мероприятий в указанных отделах в Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Управления на 2017 год?
Стандарт N 5 Стандартов разработан для использования контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при организации и проведении проверок в отношении исполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в структурных подразделениях ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Проверки в отношении структурных подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" осуществляются в соответствии с Планом.
Учитывая, что структурные подразделения, выполняющие функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, являются структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР", включение проверок в отношении их деятельности в План на 2017 год и в дальнейшем представляется необходимым.
17
Как должны оформляться (в какой форме и в каком разделе) в Акте проверок, проведенных ОВКиА, нарушения (недостатки), выявленные и зафиксированные структурным подразделением самостоятельно, а не в ходе проведения ОВКиА плановой (внеплановой) проверки?
Нарушения (недостатки), выявленные в деятельности структурного подразделения самим структурным подразделением, включаются в Акт, если установленное нарушение (недостаток) выявлено проверяющим и допущено в проверяемом периоде. При этом в Акте указывается информация о том, что нарушение (недостаток) установлено самим структурным подразделением ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Информация о таком нарушении (недостатке) отражается в том разделе Акта, который содержит информацию о соответствующих нарушениях (недостатках).
18
Необходимо ли регистрировать программу проверки в ППО АСД Ландокс, в журнале "Проекты внутриведомственной корреспонденции"?
В соответствии с пунктом 2.3.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов Программа проверки утверждается руководителем ТОФК, директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом) на бумажном носителе. Регистрация проекта Программы проверки в ППО АСД "Ландокс" представляется нецелесообразной.
Вопросы, возникающие при осуществлении ТОФК внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 6 февраля 2015 г. N 16 (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 12 июля 2016 г. N 253) (далее - Стандарт ВК)
19
Каков порядок осуществления внутреннего контроля при выполнении функций и полномочий в установленной сфере деятельности с применением метода контроля "смежный контроль"?
Осуществление внутреннего контроля с применением метода "смежный контроль" регулируется пунктом 6.5(1) Стандарта ВК.
20
Смежный контроль предусматривается включать в Карту структурного подразделения субъекта контроля (у кого данная контрольная функция предусмотрена полномочиями), либо она включается в карту внутреннего контроля объекта и в ней указывается в качестве субъекта контроля уполномоченное лицо того структурного подразделения, которое будет осуществлять этот смежный контроль?
Каким образом при этом следует осуществлять утверждение Карты внутреннего контроля?
В соответствии с пунктом 5.6 Стандарта ВК формирование (актуализация) Карты внутреннего контроля осуществляется начальником (иным уполномоченным лицом) каждого структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР", ответственного за результаты выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Утверждение Карты внутреннего контроля осуществляется в соответствии с пунктом 5.6 Стандарта ВК руководителем ТОФК (директором ФКУ "ЦОКР"), заместителем руководителя ТОФК (заместителем директора ФКУ "ЦОКР"), курирующим деятельность соответствующего структурного подразделения ТОФК (ФКУ "ЦОКР") в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке.
21
При выявлении нарушения в ходе осуществления внутреннего контроля методом "смежный контроль", какое структурное подразделение (выявившее нарушение или допустившее нарушение) должно отразить результаты нарушения в журнале учета выявленных нарушений?
Нарушения, выявленные в ходе осуществления внутреннего контроля с применением метода "смежный контроль", отражаются Журнале учета выявленных нарушений за текущий год структурного подразделения, установившего данные нарушения, ответственного за результаты выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
22
Каков порядок рассмотрения результатов внутреннего контроля, осуществляемого методом "смежный контроль", - их фиксации в Журналах, Отчетах, в случае если нарушение допущено сотрудниками одного отдела (самоконтроль и контроль по уровню подчиненности), а выявлено - сотрудником другого отдела (смежный контроль)?
Рассмотрение результатов внутреннего контроля, в том числе внутреннего контроля с применением метода "смежный контроль", осуществляется в порядке, предусмотренном Стандартом ВК.
Одновременно Федеральное казначейство сообщает, что в настоящее время осуществляется актуализация положений Стандарта ВК, в том числе в части дополнительной регламентации данного вопроса.
23
Подлежат ли нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведения последующего внутреннего контроля структурными подразделениями ТОФК, отражению в Журнале либо их необходимо отражать в ином порядке?
Пунктом 3.4 Стандарта ВК установлено, что внутренний контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля в рамках Стандарта ВК, является предварительным.
Вопросы, связанные с проведением последующего внутреннего контроля в структурных подразделениях ТОФК, ФКУ "ЦОКР", регламентируются Стандартом N 5 Стандартов.
24
Необходимо ли в Карту внутреннего контроля структурного подразделения органа Федерального казначейства включать "контроль по уровню подчиненности", осуществляемый руководителем органа Федерального казначейства/заместителем руководителя органа Федерального казначейства, курирующим и контролирующим деятельность соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства?
В соответствии с пунктом 6.4 Стандарта ВК контроль по уровню подчиненности в структурном подразделении органа Федерального казначейства осуществляется сплошным способом начальником (иным уполномоченным лицом) структурного подразделения органа Федерального казначейства, руководителем (заместителем руководителя) органа Федерального казначейства, курирующим соответствующее структурное подразделение в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке.
Учитывая изложенное, в случае внесения в Карту внутреннего контроля предметов внутреннего контроля, в отношении которых осуществляются контрольные действия, осуществляемые руководителем (заместителем руководителя) ТОФК, ФКУ "ЦОКР", курирующим соответствующее структурное подразделение, в Карту внутреннего контроля включается контроль в части подтверждения (согласования) руководителем (заместителем руководителя) ТОФК, ФКУ "ЦОКР" операций, действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности структурного подразделения.
В соответствии с пунктом 6.5 Стандарта ВК подтверждением факта осуществления внутреннего контроля методом контроля "контроль по уровню подчиненности", является наличие на документе собственноручной (либо электронной) подписи, отметки (изменение статуса в прикладном программном обеспечении) лица, осуществившего внутренний контроль.
25
В случае если изменилась должность сотрудника, осуществляющего контрольные действия в соответствии с Картой внутреннего контроля, однако, при этом не изменился предмет внутреннего контроля, необходимо ли внесение изменений в Карту внутреннего контроля?
Пунктом 5.7 Стандарта ВК установлено, что изменения при смене лиц, ответственных за выполнение контрольных действий, а также связанные с увольнением (приемом на работу) специалистов, участвующих в проведении внутреннего контроля, могут вноситься в Карту внутреннего контроля по мере необходимости, но не позднее пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Учитывая изложенное, в случае изменения должности сотрудника, осуществляющего контрольные действия, в Карту внутреннего контроля структурного подразделения вносятся соответствующие изменения, но не позднее пяти рабочих дней после принятия руководителем (заместителем руководителя) ТОФК, ФКУ "ЦОКР", курирующим деятельность структурного подразделения, соответствующего решения о внесении изменений в Карту внутреннего контроля.
26
Подлежат ли включению в отчет о проведенных контрольных мероприятиях все нарушения, выявленные нарастающим итогом с начала года, или только нарушения, выявленные в отчетном квартале?
В соответствии с пунктом 9.1 Стандарта ВК структурные подразделения органов Федерального казначейства, ежеквартально, не позднее десяти рабочих дней с даты завершения отчетного квартала, представляют в уполномоченное подразделение органа Федерального казначейства Отчет о проведенных контрольных мероприятиях по форме согласно приложению N 4 к Стандарту ВК.
Учитывая, что пунктом 9.1 Стандарта ВК установлен отчетный период - квартал, в Отчет о проведенных контрольных мероприятиях включается информация о нарушениях, выявленных в отчетном квартале.
Другие вопросы, возникающие в деятельности ТОФК при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита
27
Вопросы ТОФК по проверке направления деятельности "Организация деятельности по мобилизационной подготовке и гражданской обороне":
- какие вопросы по данному направлению имеет право проверять отдел внутреннего контроля и аудита УФК, при этом не нарушая требований Методических рекомендаций по проверке и оценке состояния мобилизационной подготовки Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденными приказом Федерального казначейства от 11.02.2010 N 1с "М";
- имеет ли отдел внутреннего контроля и аудита УФК полномочия на проверку работы главного специалиста - эксперта по мобилизационной подготовке и главного специалиста - эксперта по гражданской обороне УФК, являющихся в соответствии с организационно-штатной структурой УФК самостоятельными структурными единицами;
- будут ли уточнены приказы Федерального казначейства от 28 декабря 2015 г. N 379 "Об утверждении перечня вопросов типовой программы проверки управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", от 28 декабря 2015 г. N 376 "Об утверждении классификатора внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)" в части добавления соответствующих вопросов проверки, классификаторов внутренних (операционных) рисков по мобилизационной и гражданской обороне;
- каким образом осуществлять кодировку нарушений в случае их выявления по данному направлению деятельности;
- можно ли оформлять результаты проверки по организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны в соответствии со Стандартом N 5?
Контрольная и аудиторская деятельность органов Федерального казначейства осуществляется в соответствии с утвержденным Планом.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела III Стандарта N 5 Стандартов План должен включать перечень проверок, которые запланированы органом Федерального казначейства к проведению в очередном году.
Согласно пункту 1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов при планировании контрольной и аудиторской деятельности учитывается периодичность проведения проверки (комплексной или тематической) в отношении каждого структурного подразделения органа Федерального казначейства - не реже одного раза в два года.
Перечень вопросов типовой программы проверки ТОФК утвержден приказом Федерального казначейства от 28 декабря 2015 г. N 379 (далее - Перечень вопросов) и введен в действие с 1 января 2016 года. В связи с тем, что вопросы проверки организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны являются сведениями ограниченного распространения, данное направление деятельности органа Федерального казначейства в Перечень вопросов не включено.
Пунктом 4.2.12 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлено, что проверки по вопросам организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны и обеспечения устойчивости деятельности Федерального казначейства осуществляются в порядке, установленном в Федеральном казначействе. Оформление результатов таких проверок производится в соответствии с Методическими рекомендациями Федерального казначейства по проверке и оценке мобилизационной подготовки управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденными приказом Федерального казначейства от 11 февраля 2010 г. N 1с "М" (далее - Рекомендации), и Указанием на организацию выполнения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Федеральном казначействе на 2017 год от 30.11.2016 N 07-04-05/15-21-дсп (далее - Указание по ГО и ЧС), направленным Федеральным казначейством ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Одновременно, в настоящее время Федеральным казначейством осуществляется актуализация Перечня вопросов и Классификатора рисков, в рамках которой в Перечне вопросов и Классификаторе рисков обозначено направление деятельности "Организация мобилизационной подготовки, гражданской обороны и обеспечения устойчивости деятельности Федерального казначейства" без указания проверяемых вопросов и информации по внутренним (операционным) казначейским рискам.
Учитывая изложенное, проверка вопросов мобилизационной подготовки и гражданской обороны должна осуществляться не реже одного раза в два года с включением соответствующего контрольно-аудиторского мероприятия в План, а также с отражением в Программе проверки вопросов, изучение которых предусмотрено Рекомендациями и Указанием по ГО и ЧС.
Кроме того, учитывая, что оформление результатов проверок по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны производится в соответствии с Рекомендациями и Указанием по ГО и ЧС внутренние (операционные) казначейские риски по данному направлению деятельности идентифицируются в установленном в Федеральном казначействе порядке.
28
При формировании отчетности в ППО "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства" отсутствует возможность ввода нарушений по направлению деятельности "Обеспечение режима секретности и безопасности информации", в отчетной форме "Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях территориальных органов Федерального казначейства" (код по КФД 0531503) нарушения указанного направления деятельности не отражаются.
Вопросы:
1. Будут ли внесены изменения в Классификатор и как учитывать выявленные нарушения на данный момент?
2. Нужно ли осуществлять расчет интегральной оценки деятельности по направлению деятельности: "Обеспечение режима секретности и безопасности информации"?
Внутренние (операционные) казначейские риски по направлению деятельности ТОФК "Обеспечение режима секретности и безопасности информации" на текущий год не определены.
В связи с отсутствием возможности внесения в ППО "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства" (далее - ППО) данных о проверках, проведенных ТОФК в 2016 году по направлению деятельности "Обеспечение режима секретности и безопасности информации" (далее - данные о проверках) в формируемой в ППО форме отчета "Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях территориальных органов Федерального казначейства" (код по КФД 0531503) не учитываются.
Интегральная оценка по направлению деятельности ТОФК "Обеспечение режима секретности и безопасности информации" в рамках приказа Федерального казначейства от 29 сентября 2014 г. N 229 "Об утверждении Порядка осуществления интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных и аудиторских мероприятий" не осуществляется.
Одновременно необходимо отметить, что в настоящее осуществляется актуализация Классификатора рисков, который будет содержать внутренние (операционные) казначейские риски по направлению деятельности ТОФК "Обеспечение режима секретности и безопасности информации".
29
Каким пунктом Перечня следует руководствоваться при проведении проверки организации исполнения требований исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взысканий на средства казенных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений)?
При осуществлении проверки по вопросам, не включенным в Перечень вопросов, возможно применение пункта "Другие вопросы, возникшие при проведении контрольных и аудиторских мероприятий, в том числе за периоды прошлых лет", содержащегося в разделе V "Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов ГВФ" Перечня вопросов.
30
Классификатором внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), утвержденным приказом от 28 декабря 2015 г. N 376, предусмотрены разные весовые значения по риску "Нарушения порядка исполнения требований исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов", предусматривающих обращение взыскания на средства:
федеральных казенных, федеральных бюджетных (автономных) учреждений - значимость риска 0,8 единиц;
бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений) - значимость риска 1,0 единиц.
Возможно ли установление равного весового значения для вышеуказанного риска по направлениям деятельности "Осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета" и "Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов ГВФ"?
В актуализированный Классификатор рисков внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрен следующий внутренний (операционный) казначейский риск: "Организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, на средства федеральных бюджетных (автономных) учреждений, исполнение решений налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства федеральных бюджетных (автономных) учреждений". Значимость указанного риска составляет 0,8 единицы.
Вопросы, возникающие в деятельности ТОФК при осуществлении деятельности по управлению реализацией государственных программ
31
Будет ли осуществлена автоматизация рабочих процессов, в части сбора и обработки документов планирования и отчетности в рамках управления реализацией государственных программ?
В 2016 году в Федеральном казначействе разработана принята в эксплуатацию подсистема планирования и мониторинга деятельности Федерального казначейства системы управления эксплуатацией Федерального казначейства (далее - ППМД ФК).
ППМД ФК - информационная система, применяемая в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" для оптимизации процессов планирования деятельности Федерального казначейства, контроля и мониторинга хода исполнения реализации документов планирования деятельности.
В настоящее время проводится внедрение ППМД ФК.