См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 15 ноября 2017 г. N АГ/79365-ПР/17

ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ

В соответствии с поручением Администрации Президента Российской Федерации от 24.10.2017 N А26-09-100713311 Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции рассмотрела обращение от 24.10.2017 N 47 и сообщает следующее.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

Рыночный уровень цен на нефтепродукты определяется на основе биржевых котировок наличного товара, индексов биржевых и внебиржевых цен, а также цен сопоставимых зарубежных рынков.

По мнению ФАС России, факторами, оказывающими влияние на формирование цен на нефтепродукты, являются:

- динамика (рост) налоговой нагрузки (составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива составляет порядка 65%);

- динамика (рост) мировых цен;

- рост отраслевых издержек и общие инфляционные процессы в экономике Российской Федерации;

- сезонный спрос на нефтепродукты;

- профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;

- динамика отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями на экспорт;

- динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями.

В целях недопущения злоупотребления нефтяными компаниями своим доминирующим положением ФАС России на протяжении последних лет предпринимает меры по развитию и совершенствованию механизмов организованных торгов нефтепродуктами, а также внедрению института регистрации внебиржевых договор реализации биржевых товаров.

Так, в целях развития институтов организованных торгов на товарных рынках и регистрации внебиржевых сделок Федеральной антимонопольной службой, Федеральной налоговой службой и Центральным банком Российской Федерации 10.12.2015 подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию товарных рынков и создании Биржевого комитета.

На заседаниях Биржевого комитета осуществляется подготовка предложений по совершенствованию основных принципов организации биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и механизмов формирования репрезентативных ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты.

Начиная с 2012 года всеми крупными нефтяными компаниями приняты и реализуются согласованные с ФАС России торговые политики. В этих документах прописаны основанные на Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" основные принципы реализации нефтепродуктов, установлены единые для всех, в том числе для собственных сбытовых структур, порядок заключения договоров поставки, принципы ценообразования, недискриминационные условия реализации товара.

Кроме того, пунктом 1 Приказа ФАС России N 3/15, Минэнерго России N 3 от 12.01.2015 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225" (далее - Совместный приказ) установлены минимальные величины продаваемых на бирже нефтепродуктов в размере:

- бензин автомобильный - 10%;

- топливо дизельное - 5%;

- топливо для реактивных двигателей - 10%;

- мазут - 2%;

- сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта - 5%.

В настоящее время по инициативе ФАС России прорабатывается вопрос внесения изменений в Совместный приказ в части дополнения сделок, которые не учитываются при определении соответствия объемов минимальной величине продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, сделками, заключенными внутри группы лиц хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, а также между хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение и являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов.

Принимаемые ФАС России меры направлены на совершенствование механизма формирования прозрачных ценовых индикаторов.

Кроме того, в целях недопущения возникновения дефицита, дисбаланса спроса и предложения ФАС России прорабатывается проект федерального закона "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации", которым будут закреплены механизмы формирования нефтяными компаниями резервов светлых нефтепродуктов и вывода нефтеперерабатывающих мощностей в ремонт.

Также, в рамках осуществления своих полномочий, Федеральной антимонопольной службой в 2017 году в адрес крупных нефтяных компаний были направлены 7 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей. Все предупреждения были исполнены нефтяными компаниями в полном объеме.

Дополнительно считаем необходимым отметить, что в 2017 году представители ФАС России дважды принимали участие в совещаниях, организованных НО "Российский топливный союз", на которых был представлен анализ текущей ситуации на рынках нефтепродуктов, а также планы по дальнейшему развитию и совершенствованию конкурентных условий функционирования данных рынков.

ФАС России продолжит осуществлять мониторинг и проводить анализ состояния конкуренции на рынках моторного топлива в Российской Федерации.

А.Н.ГОЛОМОЛЗИН