См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ

ПРАВ ФИФА, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 ГОДА И КУБКА

КОНФЕДЕРАЦИЙ FIFA 2017 ГОДА

Во исполнение положений Правительственной гарантии N 6 от 14.04.2010 "Защита и реализация имущественных прав" и Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 108-ФЗ), направленных на защиту имущественных прав ФИФА, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее Мероприятия FIFA), ФАС России рассмотрела вопрос об особенностях рассмотрения категории дел по фактам нарушения положений ст. 20 Закона N 108-ФЗ и сообщает.

Согласно статье 20 указанного Федерального закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

В силу части 2 указанной статьи действия Оргкомитета "Россия-2018", дочерних организаций FIFA, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, контрагентов FIFA, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с FIFA, не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, при условии, что на такие действия получено письменное согласие FIFA или уполномоченного лица FIFA.

Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий FIFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с предполагаемым резким ростом потребительского интереса и спроса на товары, относящимися к тематике мероприятий FIFA.

Порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения указанных норм, а также сроки совершения отдельных процессуальных действий установлены положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.

Статья 2 Закона N 108-ФЗ устанавливает, что периодом подготовки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года признается период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до даты начала отсчета месяца до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года; периодом проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года - период с даты окончания периода подготовки спортивного соревнования до даты, которая наступит через месяц после даты проведения последнего матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года

В связи со значимостью данной категории нарушений для состояния конкурентной среды в ограниченный промежуток времени ФАС России обращает внимание территориальных органов на необходимость максимально возможного сокращения срока рассмотрения дел по фактам нарушений статьи 8 Закона N 108-ФЗ в период проведения мероприятий FIFA (по возможности в пределах 1 - 3 суток с момента поступления заявления о факте нарушения в антимонопольный орган).

Оперативное рассмотрение дел должно обеспечиваться путем совершения в максимально короткие сроки (в пределах нескольких часов) таких процессуальных действий, как регистрация заявления в антимонопольном органе, назначение руководителем антимонопольного органа ответственного исполнителя по документу, рассмотрение поступивших материалов, подготовка, согласование и передача руководителю для подписания процессуальных документов, необходимых для возбуждения дела (докладной записки, проекта приказа о создании комиссии по рассмотрению дела и т.п.).

При оценке материалов на предмет достаточности для установления факта нарушения следует учитывать по аналогии положения пункта 16.12 Постановления Пленума ВАС РФ N 11, в силу которых действия по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции".

С учетом того, что обозначения, относящиеся к символике мероприятий FIFA, как и олимпийская символика ранее, размещены в открытом доступе (перечислены в нормативных актах и размещены на официальных сайтах, имеющих отношение к организации и проведению мероприятий FIFA), в предмет доказывания по делу входит в первую очередь факт использования ответчиком охраняемых обозначений или ассоциативных связей с мероприятиями FIFA в отсутствие у него партнерских, спонсорских или лицензионных соглашений, включающих право использования олимпийской символики, с Международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA) и АНО "Оргкомитет "Россия-2018".

Доказательства использования соответствующих обозначений могут быть получены должностными лицами антимонопольного органа как от заявителя (Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) и АНО "Оргкомитет "Россия-2018"), так и путем непосредственного оперативного обследования места совершения правонарушения.

Бремя доказывания наличия соглашений на право использования олимпийской символики лежит на ответчике, в связи с чем в определении о возбуждении дела рекомендуется непосредственно запрашивать у ответчика данные доказательства, а также проверять информацию по перечню официальных партнеров мероприятий FIFA, предоставляемому антимонопольным органам "Оргкомитет "Россия-2018" и доступному на официальном сайте "Оргкомитет "Россия-2018".

Все процессуальные документы по делу, подлежащие вручению сторонам, необходимо направлять средствами факсимильной и телеграфной связи, позволяющими получить документальное подтверждение вручения документов участвующим в деле лицам, а при возможности вручать документы непосредственно представителям хозяйствующих субъектов, действующим на основании соответствующих доверенностей либо иных подтверждающих полномочия документов.

При указанных условиях, с учетом наличия сложившейся практики применения приведенных правовых норм, разъяснений высших судебных инстанций, а также рекомендаций ФАС России по рассмотрению дел, отсутствует необходимость проведения длительных расследований и запроса значительного количества документов.

Вместе с тем ФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения установленных законодательством требований, направленных на защиту прав участвующих в деле лиц, как в части надлежащего извещения о времени и месте совершения процессуальных действий, так и на ознакомление с материалами дела, обращение за юридической помощью и т.п. Все ходатайства сторон, касающиеся порядка рассмотрения дела и направленные на реализацию таких прав, должны быть полно, объективно и своевременно рассмотрены уполномоченным должностным лицом.

По возможности в целях минимизации сроков рассмотрения дел рекомендуется оказывать представителям сторон содействие в реализации процессуальных прав (например, путем предоставления доступа к средствам связи в помещении по месту рассмотрения дела), в случае необходимости - предлагать объявить перерыв для представления дополнительных доказательств в пределах от нескольких часов (минут) до одних суток.

А.Б.КАШЕВАРОВ