См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 19 октября 2017 г. N ИН-014-12/49

ОБ ОБНОВЛЕННОМ РУКОВОДСТВЕ
БКБН "ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА"

Центральный банк Российской Федерации информирует, что Базельским комитетом по банковскому надзору в июне 2017 года опубликовано обновленное руководство "Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма" <1> (далее - Руководство).

--------------------------------

<1> Guidelines "Sound management of risks related to money laundering and financing of terrorism". Впервые руководство было опубликовано в январе 2014 года. Обновленное руководство размещено на официальном сайте Банка России в сети Интернет и доступно по ссылке: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/basel/SoundMngtRisksJune2017.pdf.

В приложение 2 "Корреспондентская банковская деятельность" Руководства внесены изменения, обусловленные публикацией Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в октябре 2016 года руководства "О корреспондентских банковских услугах" <2> и призванные прояснить требования, которые должны распространяться на банки, участвующие в корреспондентских банковских отношениях (далее - КБО). Основное внимание в приложении 2 уделяется высокорисковым КБО, в особенности трансграничным и предполагающим осуществление платежей с участием третьей стороны. Обновление Руководства состоялось в рамках широкой инициативы международного сообщества по оценке и решению проблемы сокращения объемов КБО.

--------------------------------

<2> Guidance "Correspondent banking services". Руководство и его перевод, подготовленный Международным учебно-методическим центром по финансовому мониторингу, размещены на официальном сайте Банка России в сети Интернет и доступны по ссылкам: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/fatf/Guidance-Correspondent-Banking-Services.pdf; http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/fatf/Ruk-FATF-korr-bank-otnosenia.pdf.

В обновленном Руководстве подчеркивается, что, несмотря на обязательность применения дополнительных мер надлежащей проверки клиентов (НПК) при осуществлении трансграничных КБО (в соответствии с Рекомендацией 13 ФАТФ), уровни рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), связанных с такими КБО, могут различаться. В связи с этим в обновленном Руководстве разъясняется, каким образом банкам надлежит применять риск-ориентированный подход при осуществлении КБО, и приводится уточненный перечень индикаторов, которые необходимо учитывать при оценке рисков ОД/ФТ, связанных с КБО.

В соответствии с Руководством банку-корреспонденту следует придерживаться комплексного подхода при оценке указанных индикаторов и иной доступной информации. Прежде всего необходимо определить риск, присущий КБО с каждым конкретным банком-респондентом (inherent risk), затем рассмотреть факторы, снижающие присущий риск, в целях определения остаточного риска (residual risk) и оценки своих возможностей по управлению этим риском (например, путем ограничения перечня услуг, предоставляемых конкретному банку-респонденту, или объемов операций, осуществляемых в рамках конкретных КБО).

Отдельный раздел приложения 2 Руководства посвящен особенностям осуществления субкорреспондентских банковских отношений <3>, связанным с ними рискам и факторам, которые банку-корреспонденту необходимо учитывать для их оценки.

--------------------------------

<3> Субкорреспондентские банковские отношения ("встроенные" КБО, nested (downstream) correspondent banking) - практика, при которой счет, открытый в банке-корреспонденте, используется банками-респондентами, не имеющими установленных КБО с банком-корреспондентом и использующими для проведения операций КБО между банком-корреспондентом и его непосредственным респондентом.

Наряду с этим изменения также внесены в приложение 4 Руководства "Общее руководство по открытию счетов" в части порядка использования баз данных, составляемых третьей стороной, для целей проведения НПК. Подчеркивается, что банки должны убедиться в надежности таких баз данных, а также в том, что их использование не противоречит национальному законодательству. Кроме того, банкам рекомендуется учитывать риск хищения идентификационных данных и тот факт, что конечная ответственность за применение мер НПК в любом случае возлагается на банк, вступающий в деловые отношения с клиентом.

Руководство может быть использовано в работе кредитных организаций по организации внутреннего контроля по противодействию ОД/ФТ в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Настоящее письмо подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Заместитель Председателя Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН