ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 октября 2018 г. N АПЛ18-403

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Крупнова И.В., Шамова А.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.О., Ф.В., Т. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Самарская Лука", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 69,

по апелляционной жалобе Ф.О., Ф.В., Т. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) приказом от 25 февраля 2015 г. N 69 утвердило Положение о национальном парке "Самарская Лука" (далее - Положение).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 12 мая 2015 г., регистрационный номер 37255, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 15 мая 2015 г.

Приложение 1 к Положению содержит координаты поворотных точек границы национального парка "Самарская Лука" в системе координат МСК-63Г.

Ф.О., Ф.В., Т. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующим со дня принятия приложение 1 к Положению в части координат поворотных точек границы национального парка "Самарская Лука" по территории городского округа Жигулевск. В обоснование заявления административные истцы ссылались на то, что приложение 1 к Положению в оспариваемой части не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", решению Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10 августа 1984 г. N 333 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", поскольку в соответствии с утвержденными координатами вся территория городского округа Жигулевск, в том числе г. Жигулевск и населенные пункты Яблоневый Овраг, Ширяево, Зольное, Богатырь, Бахилова Поляна, включены в границы национального парка "Самарская Лука", в результате чего нарушены их права, свободы и законные интересы.

В административном исковом заявлении указано, что в соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" им, как многодетным семьям, предоставлены в собственность земельные участки (Т. - с кадастровым номером; Ф.О., Ф.В. - с кадастровым номером), расположенные в с. городского округа области, относящиеся к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства". Полагают, что на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10 августа 1984 г. N 333 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 февраля 1952 г. N 762/3 "О преобразовании рабочего поселка Жигулевск Жигулевского района Куйбышевской области в город областного подчинения", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1952 г. N 741/4 "О ликвидации Жигулевского района Куйбышевской области", решения Исполнительного комитета Жигулевского городского Совета депутатов трудящихся от 2 апреля 1968 г. N 141 "Об утверждении акта комиссии от 29 января 1968 г. по уточнению границ г. Жигулевска со Ставропольским и Волжским районами" на день создания национального парка "Самарская Лука" с. Ширяево входило в состав земель г. Жигулевска и не было включено в границы национального парка, а выделенные им земельные участки расположены за границами лесных кварталов, являющихся внешними границами национального парка в районе г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг, указанных в решении Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21 июня 1989 г. "О проекте районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука". Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области было приостановлено осуществление кадастрового учета и отказано им в осуществлении государственной регистрации прав на указанные земельные участки. При этом согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земли населенного пункта Ширяево входят в границы охранной зоны национального парка "Самарская Лука" и не входят в границы национального парка.

Представители Минприроды России и Минюста России в судебном заседании первой инстанции административный иск не признали, пояснив, что Положение утверждено федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта и правил введения его в действие, оспариваемые нормативные положения соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Ф.О., Ф.В., Т. отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы, не согласившись с таким решением, просят его отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минприроды России просит в ее удовлетворении отказать, полагает, что выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и не влекут отмену оспариваемого решения суда.

Минюст России поддержал позицию, изложенную в суде первой инстанции, о том, что оспариваемые нормативные положения соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административных истцов, просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания приложения 1 к Положению недействующим отсутствует.

В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, действовавшим на день утверждения оспариваемого нормативного правового акта, предусматривалось, что Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (подпункт 5.2.35).

Аналогичные полномочия установлены действующим Положением о Минприроде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (подпункт 5.2.69).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Минприроды России.

Из вышеизложенного следует, что Положение утверждено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769, национальные природные парки являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

Границы национального парка "Самарская Лука" определены в системе координат МСК-63Г и представлены в приложении 1 к Положению.

Приведенные в приложении 1 к Положению координаты поворотных точек границ национального парка "Самарская Лука" подготовлены ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в соответствии с договором подряда от 18 декабря 2013 г. N 08330, заключенным с ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука".

Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука". Согласно пункту 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого передан национальный парк, поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение названного постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333 произведено уточнение и приведено описание границ национального парка "Самарская Лука". Минлесхоз РСФСР письмом от 5 ноября 1985 г. N 8-17/665 согласовал границы, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333.

Решениями Куйбышевского облисполкома от 28 марта 1989 г. N 94 и от 21 июня 1989 г. утвержден проект районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука", подготовленный институтом "Гипрогор" Госстроя РСФСР в 1988 г. Согласно данным сведениям г. Жигулевск и поселок городского типа Яблоневый Овраг не входят в границы национального парка, а поселок городского типа Богатырь и с. Ширяево расположены в границах национального парка. Населенный пункт Ширяево является центром базирования туристов и экскурсантов.

Вопреки утверждению административных истцов, из пункта 1 акта, утвержденного решением Жигулевского горисполкома от 2 апреля 1968 г. N 141 "Об утверждении акта комиссии от 29 января 1968 г. по уточнению границ г. Жигулевска со Ставропольским и Волжским районами", не следует, что населенный пункт Ширяево располагался в границах г. Жигулевска.

Таким образом, довод административных истцов о том, что в результате издания оспариваемого нормативного правового акта изменены границы национального парка "Самарская Лука", обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами и (населенный пункт) следует, что земельные участки расположены в границах охранной зоны национального парка "Самарская Лука", опровергается материалами дела. Согласно указанным кадастровым паспортам данные земельные участки расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории - Национального парка "Самарская Лука".

Сведения о границах национального парка "Самарская Лука" как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - ЕГРН) в 2012 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому сведения о границах национальных парков вносятся в ЕГРН в форме сведений об особо охраняемых природных территориях.

Письмом от 11 мая 2018 г. N 0582 Управление Росреестра по Самарской области сообщило, что в ЕГРН внесены изменения в сведениях о зоне с особыми условиями использования территории - национальный парк "Самарская Лука" в части указания вида объекта "территория особо охраняемого природного объекта".

Довод апелляционной жалобы о том, что на земельных участках административных истцов, расположенных в жилой зоне с. Ширяево, отсутствуют объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и особо ценное значение, в связи с чем они не могли быть включены в границы национального парка "Самарская Лука", основан на ошибочном толковании норм материального права.

Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Кроме того, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с нахождением в границах национальных парков населенных пунктов (подпункт "д" пункта 2, пункт 4, пункт 6 статьи 15). Таким образом, законодатель предусмотрел возможность вхождения в границы национальных парков населенных пунктов.

Также необходимо отметить, что с. Ширяево является одним из базовых центров туризма в Национальном парке "Самарская Лука", что обусловлено расположением в его окрестностях уникальных природных и исторических объектов, включенных в экскурсионные маршруты национального парка. Необходимость принятия мер по охране особо ценных участков в районе с. Ширяево и послужила основанием для включения данной территории в границы национального парка при его создании.

Установив, что приложение 1 к Положению не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административных истцов не нарушает, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ф.О., Ф.В., Т.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.О., Ф.В., Т. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии

И.В.КРУПНОВ

А.В.ШАМОВ