ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2023 г. N АПЛ23-195

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Зинченко И.Н., Шамова А.В.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Слободина С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании недействующим подпункта 12 пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии",

по апелляционной жалобе В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2023 г. по делу N АКПИ23-100, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца К.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Российской Федерации Г. и К.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно пункту 44 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим правилам (абзац первый). При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац второй).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950 (далее - Постановление N 950) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии (далее также - Изменения).

Постановление N 950 размещено 2 июля 2020 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), опубликовано 6 июля 2020 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Подпунктом 12 пункта 3 Изменений абзац второй пункта 44 Правил признан утратившим силу.

В., являясь собственником квартиры в многоквартирном доме, который находится в непосредственном управлении собственников помещений и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 12 пункта 3 Изменений, полагая его противоречащим статье 210, пункту 2 статьи 543, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Административный иск мотивирован тем, что исключение абзаца второго пункта 44 Правил позволяет ресурсоснабжающим организациям получать плату за неоказанные услуги, то есть брать плату за большее количество электроэнергии, чем ее принял потребитель, в свою очередь, у собственников квартир отсутствует возможность проверить правильность начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды; оспариваемое правовое регулирование нарушает право потребителя оплачивать исключительно фактически потребленные коммунальные ресурсы, создает основу для неосновательного обогащения ресурсоснабжающих организаций, нарушает баланс экономических интересов потребителей и исполнителей коммунальных услуг.

Нарушение своих прав В. связывает с тем, что до принятия оспариваемой нормы размер платы для потребителей за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объема, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса, то есть ресурсоснабжающая организация независимо от фактического количества поставленного коммунального ресурса могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объем, а сверхнорматив оплачивала сама. После признания утратившим силу абзаца второго пункта 44 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897) исполнители коммунальных услуг получили возможность возмещать убытки путем включения несанкционированно потребленной электроэнергии в состав общедомовых нужд и предъявлять ее к оплате всем собственникам квартир в многоквартирном доме, что приводит к значительному увеличению платы за общедомовое потребление электроэнергии.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которые административный иск не признали, указав, что Постановление N 950 издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемая норма соответствует законодательству Российской Федерации и не приводит к нарушению прав и законных интересов административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с таким решением, просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности, неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Правительство Российской Федерации в письменных возражениях на апелляционную жалобу полагает, что решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, правовых оснований для его отмены не имеется.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей Правительства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не находит.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 ЖК РФ).

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5 названного кодекса).

Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ статья 157 ЖК РФ, поименованная "Размер платы за коммунальные услуги", дополнена частью 1.1, в силу которой правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Закон о Правительстве РФ) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На день издания Изменений действовали аналогичные положения, сформулированные в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 950 утвердило изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии, в том числе в Правила.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно исходил из того, что Постановление N 950 и Изменения приняты Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Рассматривая и разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции выполнил приведенные требования данного кодекса и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый пункт Изменений принят Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий; содержание оспариваемой нормы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что подтверждается изложенным ниже.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 статьи 30 ЖК РФ).

Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют, согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ, предмет регулирования жилищного законодательства. Исходя из содержания статьи 8 названного кодекса, статей 1, 5 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) к жилищным отношениям, связанным с внесением платы за коммунальные услуги, применяется также законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Законодательство, регулирующее правоотношения в рассматриваемой сфере, закрепляет, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Часть 2 приведенной нормы обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергоресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Этому корреспондируют предписания ГК РФ, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

Статья 154 ЖК РФ, определяющая структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2). Плата за коммунальные услуги включает плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4). В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Таким образом, федеральное законодательство исходит из того, что расчет платы за потребленные коммунальные услуги и коммунальные ресурсы производится на основании показаний приборов учета (коллективных и индивидуальных), а при их отсутствии расчет производится в соответствии с нормативами, установленными субъектом Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно указал, что исключение из пункта 44 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897) абзаца второго, предусматривавшего, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не противоречит федеральному законодательству. Изменения в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следовательно, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушают.

Установление правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и внесение в них соответствующих изменений, в силу части 1.1 ЖК РФ и статьи 5 Закона о Правительстве РФ, являются исключительной компетенцией данного органа государственной власти, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации.

Доводы В. о противоречии оспариваемой нормы статье 210, пункту 2 статьи 543, пункту 1 статьи 544 ГК РФ, статье 10 Закона о защите прав потребителей судом первой инстанции проверялись и правильно признаны несостоятельными, так как названные нормы непосредственно не регламентируют порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Вывод суда о законности Изменений в оспариваемой части сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства. Оспариваемая норма не допускает какой-либо неясности, двусмысленности, отвечает общеправовому критерию формальной определенности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что энергоснабжающая организация не соблюдает установленный порядок пресечения и выявления несанкционированного подключения и вмешательства в работу прибора учета, а действующее правовое регулирование позволяет ресурсоснабжающим организациям получать плату за неоказанные фактически услуги, то есть брать плату за большее количество электроэнергии, чем ее принял потребитель, по сути, сводятся к несогласию с расчетом размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, с действиями организации, поставляющей коммунальные ресурсы, а также с судебным решением по конкретному делу с участием В., проверка законности и обоснованности которых связана с необходимостью исследования и оценки фактических обстоятельств и не входит в предмет настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что у собственников квартир отсутствует возможность проверить правильность начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, несостоятельна, поскольку в соответствии с пунктом 33 Правил потребитель наряду с прочим имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").

В силу подпункта "е" пункта 35 Правил потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (исполнитель), в порядке, предусмотренном Правилами.

Правовые последствия и порядок обнаружения исполнителем осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам в виде доначисления платы за коммунальную услугу для соответствующего потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, определены в пункте 62 Правил.

Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение нарушает принцип правовой определенности, поскольку противоречит ранее вынесенным решениям, касающимся определения размера платы за коммунальную услугу, предоставляемую на общедомовые нужды, ошибочен.

В рамках делегированных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации вправе не только издавать нормативные правовые акты, но и отменять (изменять) их полностью и (или) в части, вносить соответствующие изменения (дополнения), которые не являются произвольными и согласуются с его компетенцией.

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
И.Н.ЗИНЧЕНКО
А.В.ШАМОВ